Отчёт о вело-ПВД "Иваньковская Петля" (12 августа 2012)

Автор: Зайцев Андрей, 18.08.2012 05:50
Просмотров: 4669

Про маршрут "Иваньковская Петля" я несколько раз слышал от Коли Евстафьева в те времена, когда он ещё активно катал с велоклубом "Караван". Где точно происходили события, я тогда не представлял. Понятно было только, что где-то на севере, в районе Иваньковского водохранилища. (Спасибо, Кэп!) Но хотелось как-нибудь попробовать тоже там рубануться.

Вместе с тем, давно уже манил район слияния рек Ламы и Шоши при впадении в Московское Море - настоящий водный лабиринт русел, стариц, озер, болот, каналов и проток. Изображение этой водной системы на карте Подмосковья буквально завораживает.

И вот внезапно выяснилось, что две мечты образуют единое целое, так как именно в этих заповедных краях и проходит маршрут "петли". Значит, надо ехать!

Нитка маршрута

Пл. Кузьминка - Труново - Азарниково - торфоразработки Редкинские - ур. Григорьево - ур. Демьяново - Гнездово - Фефелово - Сухарево - Волнино - ур. Вингарь - ур. Кайково - Жоховский залив р. Шоша - ур. Манушкино - р.Инюха - Дмитрово - Стариково - Изоплит - пл.Редкино

Трек образца 2004 года
Пройденный нами трек

Фотки: Андрея Зайцева, Гриши Антипова, Димы Шемятихина.
Видео: Веломатрас от Гриши Антипова.

Описание маршрута

Сочинил объяву пострашнее, чтобы отсечь "тряпок", и стал дожидаться воскресенья. Прогноз погоды накануне был довольны грозным. Но, несмотря на все угрозы и ранний подъём, в электричке собралось десять человек, готовых на всё.

Доехали до платформы Кузьминка (ударение на первый слог, если верить объявлялке в электричке). От первого вагона перешли через ж/д пути, посматривая, нет ли по встречке "Сапсана". От края противоположной платформы нашли тропу, выводящую через лесополосу на поле. Там начинается хорошая полевая грунтовка в сторону деревни Труново. Катим по ней бодро и легко, объезжая лужи.

За перелеском грунтовка сменяется вязким песчаным грейдером, проходит мимо дачного посёлка и входит в деревню. Там начинается асфальт. Сделав вместе с деревенской улицей поворот под прямым углом навправо, проезжаем ещё метров 300 до последних домов и сворачиваем налево на пустынную раздолбанную асфальтовую дорогу в Азарниково.

Миновав деревню, сворачиваем с асфальта влево и едем дальше по отличному грейдеру вдоль канавы, по сторонам - густые кусты, скрывающие русло ручья - истока реки Инюха, которую нам ещё предстоит дважды пересекать (причем во второй раз вплавь). Через 700 метров грейдер приводит к насыпи бывшей УЖД. Прямо - въезд под шлагбаум к домикам лесничества, а основная дорога идёт дольше налево по насыпи. Проскочив по ней ещё 800 метров, упираемся в КПП со шлагбаумом. Рядом пара домиков, есть небольшой пруд.

Мужики в камуфляже сначала спрашивают, какого мы тут делаем на территории частного охотхозяйства. Но мы ответили, что, типа, катаемся, и мужики не стали вредничать, пропустив нас за шлагбаум. Да ещё и дорогу объяснили, рассказав нам, как выехать в Озерки. То, что мы собираемся прорываться совсем в другую сторону им даже в голову бы не пришло (не безосновательно, между прочим...) Из слов егерей я понял, что где-то на пути в Озерки имеется "перекоп", через который не так-то просто переправиться. Но мы были настроены решительно.

Отличная, недавно отсыпанная дорога вела по бывшей ж/д насыпи, прямой как стрела. Мигом пролетели пару километров, оказавшись в центре Редкинских торфоразработок.По сторонам до горизонта раскинулись широкие мелководные озёра. Грейдер свернули под прямым углом влево по осевой насыпи торфянника. А мы повернули в противоположную сторону, поднырнув под шлагбаум.

Вначале едем по насыпи вдоль магистральной канавы по правую руку. Слева виднеется какой-то навес. К нему отходит вбок дорожка, рядом мостки и красивый вид на озеро с торчащими из него рядами сухих берёзовых обрубков.

Через километр дорога, на горе нам, заканчивается. Дальше насыпь в нужном нам направлении идет справа вдоль канавы. Но она заросла стеной бурьяна. Никакой тропы по ней не заметно. Пробуем пойти слева от канавы, так как там, вроде, заметили какие-то следы. Но очень скоро подобие тропы исчезает, и мы начинаем прорубаться через дикий бурьян. Первому приходится прокладывать тропу в зарослях крапивы, репьёв и прочей мерзкой травы в рост человека. Велик приходится тащить на плече, так как волочь его через траву очень трудно - педали путаются и застревают.

То и дело в торфе попадаются бобровые ямы-ловушки, незаметные в траве. Не сломать бы ногу.. А тут ещё вдобавок ко всему попалось осиное гнездо, и пока мы пробегали мимо, рискуя свалиться в канаву, многие заработали по паре подлых укусов... 500 метров по этой кошмарной сельве одолели за 20 минут. Хм, скорость 1,5 км/ч. А до края торфоразработок ещё как минимум два раза по столько...

Впереди в крапивных зарослях замаячил какой-то сруб. Пробившись к нему, никакой дороги там не обнаружили. Наоборот, путь преградила канава, впадающая в магистраль. Давно стало ясно, что этим берегом идти безыдейно, надо переправляться на другую строну - там хоть насыпь, а не болотная целина.

Я сплавал на разведку. Тропы по насыпи так и не нашлось, но там идти и "тропить" однозначно будет легче. Дружно надуваем матрасы, у кого какие есть. Зрелище феерическое. Один за другим переплываем канаву. У берега поднялась торфяная муть, из воды вылезаешь весь коричневый и в какой-то слизи. Но в нашей ситуации на такие мелочи внимание не очень-то обращаешь.

Сдув матрасы, стали прорубаться дальше по осевому валу. Слева магистральная канава, справа озёро, а впереди - опять стена бурьяна. Сначала поднимаешь велик и кидаешь его вперёд на траву, подминая её. Потом подтягиваешься сам, утаптывая спутанный ковер, полный репейников и прочей мерзости. На следующем этапе надо выдернуть оставшийся сзади велик, путающийся педалями в прочных, как проволока, стеблях. И так раз за разом. Здорово выматывает, приходится "тропить" со сменой лидера. Зато тем, кто идёт следом, достаётся уже отличная тропа - настоящий тоннель в бурьяне.

Дима Шемятихин выбрал альтернативный вариант, и решил плыть параллельно по магистральной канаве. Пока мы прорубали сельву, он умотал далеко вперед. За полчаса продвинулись на 700 метров. На насыпи стали попадаться молодые заросли кустов, которые ещё сильнее осложнили жизнь.

Но вдруг впереди послышались голоса. Вскоре мы вылезли из кустов к паре рыбаков, изрядно их удивив. Но, наверняка, ещё сильнее они удивились чуть раньше, когда мимо них по покрытой ряской канаве проплыл Дима, толкая перед собой матрас с велосипедом. Мужики стопудово пережили от такой встречи культурный шок!

Дальше стало немного полегче двигаться по тропе, оставленной рыбаками. Заросли кустов кое-где были прорублены. Но всё равно о том, чтобы ехать, речи даже не шло. Встретили протоку в дамбе, перебродив её по пояс. И вот, наконец, дошли до края торфоразработки. Тропа пошла влево под углом 45 градусов. Если бы не следы мужиков и трек, найти её было бы очень непросто. Пересекли заболоченную поляну с парой канав, через которые лежали скользкие брёвна.

На входе в лес перешли по остаткам моста речку Инюха. Вскоре тропа превратилась в старую дорогу которая повела нас по сырому, но коренному лесу. Недавно кто-то проехал тут туда и обратно, поэтому можно было даже пробовать ехать по колеям. Но довольно сыро и вязко, поэтому сил  уходило много, часто приходилось шагать пешком, чавкая грязью. В лесу появились комары, которых на торфяннике, слава богу, совсем не было. (Вообще, если бы там палило солнце, и были ещё комары со слепнями, то нам бы в этой сельве совсем настали кранты...)

Через 1,5 км дорога вывела из леса на поля. Остановились на перекус, нашли возле дороги молодого ёжика. Он так и не развернулся, проигнорировав колбасу и яблочко от щедрот добрых московских натуралистов.

Вскоре выехали в урочище Григорьево на поперечный просёлок, там стояла легковая "Мазда" втреченных нами рыбаков, которые заехали через Лукьяново. Свернули налево. Туда след довольно старый, трава мешает ехать, скрывая колеи. Въехали в перелесок. Поперек лежит пара деревьев,
дорогой пользуются редко. Слева от дороги в лесу расположены странные полянки, заметные со спутника. Но идти туда и смотреть что-то лениво. В другой раз поглядим =)

Через 300 метров дорога по насыпи пересекает речку Белава, правый приток Инюхи. Дно песчаное, вода чистая, прозрачная, набрал во фляжку. На насыпи - закрытый шлагбаум. Выезжаем на небольшое поле со скошенной травой. Проехав его, встаём на асфальт, ведущий в тупиковую деревню Коробеино. Дорога смахивает на военную - сделана качественно, но при этом абсолютно пустая. После сельвы ехать со скоростью 25 км/ч как-то непривычно.

Но кайфуем недолго, через 2 км снова сворачиваем влево на просёлок. Старая грунтовка идёт краем поля вдоль высокого забора из проволоки на
деревянных самодельных столбах. За забором явно держат каких-то крупных животных - с внутренней стороны натоптана заметная тропа. Возможно, для охоты тут кого-нибудь разводят... Забором огорожен довольно большой кусок леса. Переехали в глубоком овраге ручей Вешка и выехали на поле в урочище Демьяново. Проселок идёт прямо, но нам надо, следёя треку, сворачивать направо вдоль границы леса по старой грунтовке.

Ехать очень трудно, дорога заросла густой травой. Помогает одиночный след машины, но он вскоре сходит с трека, уводя левее. Поля зарастают молодым кустарником и березой. Проходим пешком напрямик, чтобы вернуться на трек. Там находим какой-то старый попутный след квадроцикла, который в конце-концов выводит на более-менее проезжую грунтовку из деревни Малое Селище в Гнездовку.

От Гнездовки дорога через глубокий овраг выводит на асфальт в деревню с милым каждому члену велоклуба 3х9 названием - Фефелово. Здесь нас покидают Катя Кузина и Антон, так как Кате надоело рубиться по сельве, а впереди планируется ещё несколько подобных участков. Они решают выезжать дорогами в сторону Твери.

А мы по пустому асфальту быстро катим мимо Шипулино, Титово и Сухарево. Сворачиваем влево на бетонку в Волнино, проезжаем через руины коровников и тотальные заросли высоченного борщевика, едва сдерживаемого бетонными плитами дороги. После спуска бетонка заканчивается, упираясь в болото. Налево через поле идёт торная грунтовка, нам туда.

Но вскоре дорога сворачивает направо и, очевидно, ведёт в тупик к охотничей вышке на краю болота. Продолжаем ехать через поле по старой колее. Упираемся в большую канаву, и становится понятно, что трек идёт по насыпи на другом берегу. Надо было вставать на насыпь сразу после бетонки.
Назад идти влом, вперёд невозможно. Пришлось перебродить вонючую канаву глубиной чуть выше колена. Зато фотки получились прикольные! =)

По насыпи идёт тропа, едва заметная в высоченной траве. Но по ней вполне можно ехать - она плотная и ровная. Пожалуй, самый прикольный участок маршрута. Можно быстро катить "наощупь", торча из травы по плечи. А по обе стороны - бескрайние трясины. На картах это место называется
урочище Вингарь. Масштабы магистральных дренажных канав внушают уважение - ширина метров по 20, ну и глубины, наверное, соответствующей.

Через пару километров насыпь сворачивает налево и вскоре упирается в широкий канал с высокими песчаными берегами. Глубина большая, есть заметное течение, в воде торчит пара ржавых железяк - видимо, остатки моста. Надуваем матрасы и переплываем с великами на другую сторону. Переправа занимает минут 15.

На том берегу находится старая лесная песчаная грунтовка. В лесу она сильно заросла кустарником, а на полянах отлично заметна. Катим по песчаным холмам среди маленьких сосенок. Это, пожалуй, самый красивый участок маршрута.

Через 1,5 км справа подходит дамба с другой стороны озера. По ней идёт старая плитовая дорога. Дамба в середине перекопана, чтобы машины не заезжали в заповедник. На другом берегу заметны машины и палатки - там, кажется, платная рыбалка, заехать можно из Тургиново и Новинок.

Катим по остаткам плит, вскоре выезжаем в урочище Кайкова. Здесь была деревня, вывезенная из-за угрозы затопления Иваньковским водохранилищем. Упираемся в Жоховский залив реки Шоша. Сейчас он каналом соединён с бассейном реки Инюха. На противоположном берегу насыпь дороги продолжается. Раньше здесь, очевидно, был мост. Но сейчас от него остались только несколько толстых металлических труб и свай на уровне воды. Снова матрасы к бою. Вылезать приходится прямо на железки, так как удобного выхода на высокий берег нет.

Насыпь проходит дальше ещё метров 200 и заканчивается. Налево отходит грунтовка, идущая через подболоченную пойму по невысокой насыпи. Здорово помогает недавний след квадроцикла, примявшего траву. Без него ехать тут было бы невозможно. Через 1,5 км дорога приводит на большое поле в урочище Манушкино. Тут стоит ржавый кунг, дальше дорога почти не угадывается.

Некоторое время идём по одиночному квадро-следу, но вскоре он начал загибать вправо, и нам пришлось топать по высокой траве, чтобы выйти на трек. По пути переходим в поле пару небольших дренажных канав. Следов старой дороги тут почти нет. Место на карте называется урочищем Улыбышево. Гы-Гы!
На границе леса путь преграждает большая магистральная канава. Недолго думая, переходим её вброд по пояс. А желающие поразвлекались, выполняя с велосипедами упражнения на бревне. Следуя треку, подсекли в лесу следы старой, заросшей кустами дороги. Вскоре она подсекла
подошедший откуда-то слева квадро-след. По нему даже местами можно было ехать, но идти пешком было физически легче. Через километр дорога вывела на поляны в пойме реки Инюха. На другом берегу показались дома деревни Дмитрово. Квадрослед через заросли крапивы и высокой травы вывел к переправе через реку. В последний раз применили матрасы и переплыли на тот берег.

Я напоследок проверил гипотезу о плавучести велосипеда. Она блестяще подтвердилась. Оказывается, даже безо всяких приспособлений велосипед отлично держится на плаву. В раму, правда, через небольшие дырочки постепенно набирается вода, но плавучесть при этом всё равно остаётся положительной благодаря камерам в колёсах. В общем, теперь убедительно доказано, что имея хорошую герму для вещей, или вовсе не имея вещей, матрасом для небольших перправ можно, по идее, вообще не заморачиваться!

Выехали в деревню, проехав её насквозь по песчаной деревернской улице мимо развалины старой церкви. Мне деревенька очень понравилась - тихая, красивая...

Дальше наезженная грунтовая дорога вошла в прекрасный сосново-еловый лес. Очень красивые места, здесь бы ещё как-нибудь погулять, пособирать грибов.. Сразу после входа в лес развилка. Надо выбрать правую дорогу. Затем на небольшой поляне основная дорога уходит резко вправо. Но этот путь длиннее, т. к. обходит сырые места. А мы едем прямо. Местами грунтовка грязновата, попадаются большие лужи. Но, как правило, везде квадриками накатаны альтернативный объездные тропы. Через километр в самом сыром месте дорога проходит через гать. Вокруг дремучий еловый лес.

Через 3 км после деревни мы опять выезжаем на основную дорогу, подошедшую справа. Началось быстрое катание "восьмёрками" вокруг больших луж от края до края дороги. Ещё 2,5 км и мы выезжаем на асфальт в Стариково. Через 600 метров поворот направо в посёлок Изоплит. Катим через него по прямой шоссейке, ведущей в Редкино. Справа вдоль шоссе - заброшенная ж/д ветка, по которой раньше вывозили торф с разработок, по которым мы лазали в самом начале маршурта.

На предпоследнюю электричку мы не успели минут на 40, а до последней в 23:06 ещё больше чем 1,5 часа. Закупаемся в пристанционных ларьках пивом и водами. В тёплом "бистро" на площади наслаждаемся божественными сосиськами в тесте. Потом идём коротать время в зал ожидания небольшого вокзальчика и, в концек концов, благополучно садимся в полупустую электричку до Москвы.

Иваньковская Петля образца 2012 года пройдена!

Выводы и рекомендации

Маршрут, безусловно, замечателен дикостью мест, которые, благодаря ему, можно посетить. Но сложилось впечатление, что очень уж много сельвы было на пути. Пять лет назад, видимо, многие полевые дорожки были более проезжаемы, чем теперь. Зарастают тропы. Если по полям не находится свежего следа машины или квадрика, то ехать становится практически невозможно - очень высокая трава. Хотя, возможно, в начале лета эта проблема меньше...

Начало через Редкинские торфоразработки, безусловно, интересно, но слишком проблематично. Во-первых, есть опасность, что егеря могут не пропустить через КПП. А во-вторых, посление 1,5 км по насыпи вдоль канав - это чистой воды рубилово по сельве. Ехать там не получится ни при каком раскладе.

Возможно, имеет смысл изменить начало маршрута, объехав торфянник с запада. После Азарово не ехать по УЖД, а свернуть на Перхурово, оттуда через ур. Степаньково и Дражаиха в Лукьяново, а оттуда уже встать на старый трек в ур. Григорьево. А можно вообще начинать из Чуприяновки и ехать в Лукьяново через Бакшеево и Маслово.

Труднопроходимые грунтовки в районе ур. Демьяново и р.Вешка можно тоже объехать по более торным просёлкам через Вески-Сотцы-Ананьино-Львово-Гнездово. Это слегка удлиннит маршрут, зато сэкономит силы и время.

Первой нашей переправы через канаву на торфяннике можно было бы избежать, если сразу пойти справа от канавы (по классическому треку). Не надо повторять нашей ошибки. Канаву после Волнино мы тоже бродили зря, надо было сразу выходить на насыпь слева от канавы, не соблазняясь полевой грунтовкой.

Судя по старым фотографиям, канал, через который мы второй раз плавали, можно перейти вброд, если пройти сетров 100 ниже по течению к его устью. Но искупаться там всё равно было очень приятно - чистая и прохладная вода, песчаные берега.

Финиш "классического" трека почему-то делает крюк через поселок Озерки. Мы проехали напрямик к платформе Редкино через Изоплит, и правильно сделали, мне кажется.

Маршрут физически трудный, чтобы успеть засветло и на предпоследнюю электричку, надо избегать ошибок и держать высокий темп, быстро проходить переправы. В принципе, подготовленной группе это вполне по силам.

Маршрут рекомендуется к повторению ради шанса побывать в малопосещаемых местах. Ну и чтобы тропинки поменьше зарастали! ;)

PS: Если честно, мне непонятно, почему маршрут называется "Иваньковская петля". Само "Московское Море" - Иваньковское водохранилище мы так и не увидели даже издалека (только из окна электрички Москва-Тверь). Все водные преграды относились к его притокам. Более правильно было бы назвать маршрут "Инюхинская Петля", так как он целиком проходит по бассейну реки Инюха. Но это так, между прочим...

Участники

  • Андрей Зайце
  • Гриша Антипов
  • Лёня Исаков
  • Дима Шемятихин
  • Серёга Мирошкин
  • Ника Зиангирова
  • Лёша Вовк
  • Виталик Елисеев
  • Катя Кузина
  • Антон Южанинов