Технический отчет о лыжном походе II категории сложности, совершенном в районе Кандалакшских Тундр Кольского полуострова с 08.02.2015 по 19.02.2015.
Руководитель: Дрыгин Олег
Фотографии: Куликова Светлана, Гуторов Дмитрий
Оглавление
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
1.5 ФИО, год рождения, туристический опыт, руководителя и участников
2.1 Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п
2.2 Варианты подъезда и отъезда
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.4 Изменения маршрута и их причины
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута
2.8 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
2.9 Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте
2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения
2.11 Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута
2.12 Ссылки на фотоматериалы и трек
Турклуб МГТУ имени Н. Э. Баумана.
Россия, Мурманская область. Районы Кандалакшских Тундр.
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма |
Категория Сложности похода |
Протяженность Активной части Похода, км |
Продолжительность |
Сроки проведения |
|
общая |
ходовых дней |
||||
лыжный |
вторая |
140 |
12 |
12 |
08.02.2015 -19.02.2015 |
Подробная нитка маршрута:
пос. Колвица - р. Максимов - г. Быстрая(574) - г. Каменная (696) - оз. Круглое - г. 599м - – оз. Белое – р. Белая - оз. Колвицкое - п-ов Перевозный Наволок - оз. Большое Глубокое – темные озера – г. Баранья Иолга (785)- – г.Избная Иолга(584) - ущелье между г.543м и г.Средний Мыс – г. Лувеньгские Тундры(652) - р. Песчаный – г.Кандалакша
Вершина |
Высота |
г. Каменная |
696 м |
г. Быстрая |
574м |
г. Баранья Иолга |
785 м |
г.Избная Иолга |
584 м |
г. Лувеньгские Тундры |
652м |
г. 599м |
599м |
1.5 ФИО, год рождения, туристический опыт, руководителя и участников
№ пп. |
Фото |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Туристский опыт |
---|---|---|---|---|
1 |
|
Дрыгин Олег Алексеевич |
1990 |
5ЛУ 3ГУ 1ГР |
2 |
|
Ермохин Михаил Геннадьевич |
1990 |
2ГУ |
3 |
|
Куликова Светлана Алексеевна |
1991 |
2ГУ |
4 |
|
Гуторов Дмитрий Борисович |
1988 |
3ГУ |
5 |
|
Гаранина НатальяАлександровна
|
1991 |
ПВД |
6 |
|
Иванов Андрей Сергеевич |
1984 |
ПВД |
7 |
|
Сергеев Николай Алекеевич |
1986 |
2ГУ |
8 |
|
Леонова Татьяна Игоревна |
1992 |
2ЛУ, 3ГУ |
9 |
|
Иванова Дарья Алексеевна |
1987 |
ПВД |
2.1 Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п
Поход планировался в рамках проведения школы лыжного туризма Турклуба МГТУ им. Н.Э. Баумана. Район Кандалакша был выбран для проведения похода из соображений его доступности, относительной простоты и благоприятных погодных условий в период предполагаемых сроков похода. За основу был взят маршрут, захватывающий основные достопримечательности и позволяющий получить довольно полное представление о данном районе. Для получения дополнительных навыков, в маршруте было заложено большое количество вершин, горного рельефа и участков выше ГЗЛ. Планировалось встретиться также с другой командой нашего Турклуба, которая двигалась встречным маршрутом, совершая поход второй категории сложности в данном районе в рамках лыжной школы.
2.2 Варианты подъезда и отъезда
Район Кандалакша является легко доступным для Северной и Центральной части Европейской России.
До города Кандалакша из Москвы ходят два поезда 016 и 092. Первый отходит из Москвы в 0:43, приезжает в Кандалакшу в 6:29, находится в пути 29:46 ч. Второй отходит в 22:20, прибывает в 05:35, находится в пути 31:15 ч. Был выбран второй поезд из соображений более удобного времени отъезда/приезда и более дешёвых билетов. Цена билета в районе 2300 р.
От г. Кандалакши до пос. Колвица добирались на частном транспорте, предварительно заказанном в Москве. Это было необходимо, т.к. автобусы, следующие по маршруту Кандалакша-Колвица, в зимнее время не ходит.
Машина (MERCEDES SPRINTER LUX) была заказана в фирме Колвица-ТУР. http://www.kolvica.ru Договорились с организатором забросок по почте, указанной на этом сайте. Стоила машина нам 2500р с команды, водитель, как было предварительно оговорено, встретил нас около поезда и тут же повёз к началу маршрута. Также, взяли в этой конторе, на прокат gps-трекер (SPOT Gen3), цена 100р/день.
Из Кандалакши в Москву уезжали на поезде 091, который отбывает из города в 03:20, прибывает в Москву в 11:10, в пути находится 31:50 ч.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Весь маршрут проходил вдоль дороги Кандалакша – Умба, один раз её пересекая. В случае схода с маршрута до этой дороги можно добраться за день, а оттуда уехать на попутной машине, которые ездят по дороге раз в 10-20 минут. В случае непогоды (сильный ветер, низкая видимость) была предусмотрена возможность обойти тундры не выходя выше границы зоны леса.
2.4 Изменения маршрута и их причины
Пройденный маршрут – полностью соответствует заявленному.
День |
Дата |
Маршрут пройденный |
Фактическое расстояние, км |
Расстояние в зачет, км |
Фактический набор высоты, м |
Фактический сброс высоты, м |
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
08.02.2015 |
п. Колвица – р. Максимов |
10 |
10 |
321 |
184 |
2 |
09.02.2015 |
м. н. – г. Быстрая(574) – р. Максимов – ю-в склон г. Быстрая |
10,5 |
10,5 |
585 |
325 |
3 |
10.02.2015 |
место ночевки – г. Каменная (696) - оз. Круглое |
9,5 |
9,5 |
487 |
633 |
4 |
11.02.2015 |
м. н. - г. 599м - р. Черный |
12 |
12 |
556 |
496 |
5 |
12.02.2015 |
м. н. – оз. Белое – р. Белая |
10 |
10 |
182 |
185 |
6 |
13.02.2015 |
м. н. – оз. Колвицкое - п-ов Перевозный Наволок |
15 |
15 |
154 |
442 |
7 |
14.02.2015 |
м. н. – оз. Большое Глубокое – в. Склон г. Рисовская Иолга |
10 |
10 |
288 |
190 |
8 |
15.02.2015 |
м. н. – темные озера - ущ. между г. 707м и безымянный – траверс Елки тундры – г. Баранья Иолга (785) – северный склон г. Баранья Иолга |
14 |
14 |
775 |
597 |
9 |
16.02.2015 |
м. н. – г.Избная Иолга(584) – р. Лувеньга |
12 |
12 |
480 |
610 |
10 |
17.02.2015 |
м. н. - ущелье между г.543м и г.Средний Мыс – сев. склон г. Лувеньгские Тундры |
13 |
13 |
553 |
342 |
11 |
18.02.2015 |
м. н. - г. Лувеньгские Тундры(652) - р. Песчаный – ущ. Любви |
15 |
15 |
656 |
689 |
12 |
19.02.2015 |
м. н. – г. Кандалакша |
8 |
8 |
110 |
310 |
Итого |
140 |
140 |
5147 |
5003 |
2.6 Техническое описание прохождения группой маршрута
Ритм движения – переход ~ 45 мин, привал 5-10 мин. Определение правый-левый по отношению к рекам даётся в орографическом смысле.
День 1. 8 февраля
Наш поезд прибыл в Кандалакшу без опоздания в 05:35. Нас прибыло две группы: мы и команда Паши. Бодренько выносим свои манатки из вагона и укладываем на пирон: рюкзаки, лыжи, пакеты, сумки, музыкальные инструменты, кони, люди… В это время подходит к нам какой-то мужик и спрашивает: кто старший? Я подошел. Дальше, тыкая мне в лицо какими-то корочками, он сказал, что является сотрудником погранслужбы ФСБ РФ и хочет узнать каким маршрутом и куда мы направляемся. Узнав, что маршрут наш проходит в окрестностях Кандалакши и что пересекать ни каких границ мы не собираемся, мужик пожелал нам удачи и удалился.
После того, как был вытащен последний рюкзак и проверено – ни чего-ли не забыли в вагоне, мы двинулись в зал ожидания Кандалакшинского вокзала. Что-бы выйти на маршрут не в темноте, было решено заказать трансфер на 7 утра, а свободное время провести на вокзале доделывая оставшиеся дела. Рядом с вокзалом есть продуктовый магазин и кафе 24, в котором мы и позавтракали.
Мы заказали две машины, так-как в одну не влезали. Они подъехали ровно в 7. Одна из участниц забыла теплую куртку, и мы попросили водителя привести нам какую-нибудь куртку на прокат, так, за не большое вознаграждение, мы разжились отличным пухарем. Погрузив вещи, мы попрощались с командой Паши, которая будет двигаться нам на встречу и стартует из Кандалакши. Поехали..
Путь до Колвицы занимает около часа. В машине почти всех вырубило. Добравшись до места сгрузили с машины вещи и рассчитавшись с водителем, выходим к посёлку по готовности. Дорога хорошая, наезжена машинами. За 15 минут дошли до р. Колвица, переходим её по мосту, движемся вдоль берега по посёлку на запад. В поселке есть сотовая связь.
Пройдя 1 км дорога расходиться: одна идет дальше вдоль берега а вторая поворачивает на юг и начинает набирать высоту. Выбираем второй вариант. Через 500м после развилки начинается тропежка. По дороге периодически ездят снегоходы, но в этот раз нам не повезло. Начинается подъем, мы намазываем лыжи и продолжаем тропить. Через переход доходим до озера, делаем большой привал на 20 минут чтобы дождаться отстающих.
Продолжаем движение, постепенно набирая высоту. Тропежка 50-60 см, местами дорога не читается и приходиться двигаться по азимуту. Через два перехода встаем на горячий обед. За это время группа сильно растянулась, отставание последнего составило 1 час 20 мин.
После обеда проходим еще 3 км за два перехода и в 16:40 встали на ночевку на ручье Максимов, рядом с г. Зимец. Температура -8, облачно.
День 2. 9 февраля
Подъем дежурных назначен на 5 утра, чтобы выйти, как рассветет. За бортом -19, ясно. Позавтракали и начали собираться. Сегодня решено двигаться на камусах прям из лагеря, греем лыжи учимся надевать камус. Выход по готовности в указанном направлении, первый участник выходит в 08:15. Во время последних сборов обнаружили отсутствие одной лыжной палки, стали искать, перекопали всю бивачную поляну, осмотрели все вчерашние следы, но палку так и не нашли. Из-за этого группа снова сильно растянулась, но так-как к поиску были привлечены самые шустрые участники – отставание быстро ликвидировали. Парни идут по очереди с одной палкой.
Поднимаемся вдоль ручья Вонючий траверсируя склон г. Белая. Склон - поросший кустами и молодыми деревьями, пробираемся сквозь заросли. За ночь хорошо подморозило поэтому тропежка совсем не глубокая.
Через три перехода встаем на горячий обед на ручье Вонючий. На ручье есть доступ к воде, поэтому снег топить не пришлось, это сэкономило нам время. К этому времени растяжка группы составила 30 минут.
После обеда начинаем подъем на перевал между г. Плоская и г. Быстрая. Благодаря камусам, мы шустро забираемся на перевал в лоб. На перевале неприятно продувает. Облачно, но видимость хорошая, утепляемся. Дождавшись отстающих, оставляем рюкзаки на перевале и на легке забираемся на г. Быстрая.
Любуемся Кандалакшинским заливом и окрестностями, фоткаемся. Возвращаемся на перевал к 16:30, начинает смеркаться и нам надо спешить спускаться в лес на ночевку.
С перевала на юг уходит небольшой кулуар, переходящий в ущелье, по нему и начинаем спуск. Спустившись ниже ГЗЛ, встаем на ночевку в 17:30
День 3. 10 февраля
Дежурные встали в 5:00. Сегодня теплая и пасмурная погода. С утра -4, днем -2. Собираемся довольно быстро, выходим по готовности, первый в 7:40. Сразу начинаем подъем на вчерашний перевал, только не по оврагу, а по его левому берегу. За 20 минут выходим на седловину. Здесь дует и ухудшается видимость. Собираемся все вмести и продолжаем движение плотной группой в направлении г. Каменная. Ветер в спину.
За один переход подходим под гору, пройдя 3 км. Видимость падает до 3-4 метров. Приваливаемся на 10 минут в небольшой яме, прячась от ветра.
Еще за один переход, поднимаемся на г. Каменная (696 м). На горе в 10:00, видимости нет, ориентируемся по GPS. Ветер усиливается.
Начинаем спуск на СВ. Поверхность горы вся задутая, под лыжами плотный наст. Сначала двигаемся по прямой, но вскоре крутизна склона увеличивается, и мы переходим на траверс. Для многих участников - это первый серьезный спуск на лыжах. В процессе освоения техники спуска, все постоянно падают, встают и снова падают, одним словом - прокачиваются) У одного из участников, при падении, отцепляется пенка и ее быстро уносит ветром. Попытки догнать ее - выглядели жалко. Во время спуска, облачность рассеивается и видимость нормализуется. Группа сильно растягивается. Самые шустрые, спустившись, ждут остальных, наблюдая их упражнения на склоне.
В 13:00 выходим на берег оз. Круглое. Решаем остановиться здесь и устроить полудневку. В учебно-тренировочных целях выкапываем в снегу огромную, двухметровую яму под шатер.
К вечеру ветер стих.
День 4. 11 февраля
Выходим в 8:00. Сразу пересекаем оз. Круглое в сторону г. 599 м. На озере держим дистанцию. Подлипа нет.
Перейдя озеро, начинаем плавный подъем на перевал между г. 599 м. и г. 581 м. Выйдя выше ГЗЛ видимость ухудшается и начинает дуть. Дальше идем плотной группой. В 10:30 мы на перевале, а в 11 на вершине 599 м. Фотографируемся у триангулятора и начинаем спуск.
На спуске с горы повторяется вчерашняя картина. Видимость улучшается, группа растягивается по склону. Спускаемся траверсом.
Спустившись в зону леса, встаем на горячий обед. Погодка налаживается, выглядывает солнышки, ветер стихает.
После обеда продолжаем движение в сторону оз. Белое. Местность пересеченная, локальные подъемы сменяются спусками, тропежка местами по колено. Камуса выручают.
В 16:30, не доходя 3 км. до озера, встаем на ночевку. На улице тепло, -4.
День 5. 12 февраля
Дежурные шустро приготовили завтрак, и мы вышли пораньше, в 7:40. На улице сыро, идет небольшой снег, температура -2.
Сегодня не намечается подъемов, поэтому идем без камусов. Через два перехода, перейдя ЛЭП, выходим к озеру Белое. Группа снова растянулась, жнем отстающих около 40 минут. Проблема была в некрутом, но протяженном склоне, ведущем к озеру. Спуск по нему, без камусов, стал новым испытанием для неопытных туристов-лыжников.
Собравшись все вместе, начинаем движение по озеру на север. Движемся с дистанцией. На середине натыкаемся на серьезный подлип. Местами нога проваливается в воду по щиколотку. Такие места лучше обходить быстро по целине. Пока снег пропитывается водой и тонет, успеваешь проскочить. Выйдя на берег, принимаемся чистить лыжи от налипшего груза в виде льда и мокрого снега. Его вес, по ощущениям, достигал 5-7 кг на одну ногу.
Пройдя еще переход, встаем на горячий обед. В р. Белая есть открытая вода, используем ее для ускорения процесса. На обеде выглядывает солнышко и начинает приятно греть.
После обеда, проходим два перехода, пересекаем небольшое озеро и встаем на ночевку перед началом спуска к оз. Колвицкое. Тропежка по колено.
На С-З уходит накатанная буранка, выходящая на трассу Кандалакша – Умба. По ней и стоит спускаться.
День 6. 13 февраля
Пятница 13-ое. С утра поднялся ветер. Не очень сильный, но шатер мотало хорошо, так-как он не рассчитан на ветер. Печку мутило, она методично прыгала и постоянно пыталась отстрелить трубу и выплюнуть дрова. В добавок ко всему, растянули палатку вчера плохо. Будет урок для нас.
Быстро завтракаем, собираемся и выходим. Выходим на буранку и начинам спуск по ней. Сегодня очередной день без камусов. Впереди изнурительный переход Колвицкого озера.
За 20 минут спускаемся по буранке до трассы. Встречаем по пути рыбаков на снегоходах, которые явно не ожидали встретить людей в таком месте в такое время.
От трассы азимутом тропим на мыс Антонов. Погода хорошая, светит солнышко ветра в лесу не ощущается.
Выходим на озеро и начинаем двигаться в направлении п-ов Сосновый Наволок. На озере дует и летит поземка. В добавок к этому начинается подлип, местами сильный.
Добравшись до п-ов, прячемся от ветра за его высокими берегами и устраиваем холодный обед. Чистим лыжи от подлипа. Из рации раздался голос Паши и несколько, с трудом различимых, фраз. Это дружественная команда из нашего турклуба, идущая нам на встречу, в это время штурмует г. Баранья Иолга. На наши вызовы они не отвечали, да и от них сигнал, сегодня, больше не приходил.
Продолжаем движение по озеру вдоль берега. На прямик, через середину, идти не решаемся, опасаясь застрять в подлипе. Переодически выбираемся на берег для отдыха и отчистки лыж.
Так добираемся до п-ов Перевозный Наволок и встаем на ночевку, на берегу оз. Большое Глубокое. За день прошли 18 км.
День 7. 14 февраля
С утра подморозило, -20. Надеваем камуса и движемся вдоль берега озера Большое Глубокое. Через 2 км. подрезаем буранку, уходящую на Ю-З в лес. Продолжаем движение по буранке. Через километр, сворачиваем с буранки на С-З, и начинаем набирать высоту по занесенной снегом тропе.
За два перехода проходим 4 км и встаем на обед около ручья. В ручье есть открытая вода, снег топить не надо. Во время обеда удается связаться с командой Паши по рации. Они спускались на встречу к нам со стороны г. Боранья Иолга. Мы определили место встречи и уже через 15 минут радостно делились впечатлениями от пройденного пути.
Сегодня у нас экватор! В честь этого события, мы открыли бутылочку Масандры, припасённую специально для этого случая. Вечер выдался теплым и душевным.
День 8. 15 февраля
Дежурные, как обычно, встают в 5. Завтракаем, собираемся. Паша вышел нас проводить, его команда еще спала. Он посоветовал подниматься по берегу каньона, не спускаясь вниз, и как оказалось, это был очень ценный совет.
Поднимаемся правым берегом ручья, не спускаясь в каньон. Через два перехода выходим на плато к Черным озерам, и подсекаем Пашину лыжню. Они спускались по дну каньона, поэтому, до этого мы тропили свою. Лыжня заводит нас в живописное ущелье, заканчивающееся крутым перевалом с висящими снежными карнизами.
Усиливается ветер. Одеваем ветрозащитные маски и начинам подъем на перевал по правому склону вершины 707 м. Весь подъем проходиться на лыжах с камусами, но у некоторых участников возникают проблемы на подъеме. На верху ветер начинает ощутимо продувать, и стоять на месте, в ожидании отстающих, становится опасно. Отстающим приходиться подниматься без лыж, для этого я набиваю им 15-20 метров ступеней в твердом насте.
Собравшись все вместе, одеваем лыжи и начинаем траверсом обходить вершину 707 в сторону Иолги. Движемся без привалов, каждый в своем темпе. Группа растягивается метров на 200, но хорошая видимость позволяет это делать.
Подъем на Иолгу осуществляем в лоб на камусах. На вершине дует так, что можно откинуться на спину и лежать на ветру. Открывается потрясающий вид на Хибины и окрестности.
Собравшись вместе, начинаем спуск на запад, траверсируя Елки Тундры. Склон задутый с жестким настом.
За 1,5 часа спускаемся в лес и встаем на ночевку. Вечером показывают северное сияние.
День 9. 16 февраля
С утра, у одного из участников, обнаружились проблемы со зрением. Один глаз совершенно ослеп. Закапав глазные капли и позавтракав, решаем переждать несколько часов, а потом действовать по обстоятельствам.
Через два часа, участнику становится лучше. Зрение постепенно возвращается. Принимаем решение двигаться дальше.
Траверсируя Елки Тундры подходим к перевалу между г. Белая и г. Избная Иолга. Забираемся на перевал и с него начинаем подъем на г. Избная Иолга. На верху усиливается ветер, но после Бараньей, мы на него даже внимания не обращаем. Поднявшись на вершину, фоткаемся и начинаем спуск на запад. Склон не задут, поэтому часть команды снимают камуса, чтобы насладиться спуском по целине. Ветер стихает, выглядывает солнышко.
Спустившись на ровную полянку, останавливаемся на холодный обед. Быстро перекусив продолжаем спуск к р. Лувеньга. Склон крутой, спускаемся осторожно траверсом.
Спустившись к реке, подсекаем лыжню Паши, уходящую вверх к ущелью. Продолжаем движение по ней, но часть команды, которая отклеила камуса, не может двигаться по крутой траектории, заданной лыжней. Через 200 метров, найдя подходящее место, встаем на ночевку. За день прошли 12 км.
День 10. 17 февраля
С утра надеваем камуса и продолжаем двигаться по Пашенной лыжне через каньон к ущелью. За два перехода выходим к ущелью. Со склонов свисают многочисленные сосульки.
Выйдя из ущелья, поворачиваем на лево и движемся по ГЗЛ, траверсируя г. Сенная Куртяжная. Через переход останавливаемся на горячий обед. После обеда проходим еще 3 перехода и встаем на ночевку у подножья г. Лувеньгские Тундры. По пути снова подрезали Пашину лыжню, ведущую на Сенную.
День 11. 18 февраля
Погода с утра пасмурная, -3. Собираемся и начинаем подъем на гору плотной группой, из-за плохой видимости. За 1,5 часа поднимаемся на г. Лувеньгские Тундры. Видимости нет, поэтому, не задерживаемся тут. На спуске облачность рассеивается и нам открывается прекрасный вид на Кандалакшинский залив. Спустившись, подсекаем ЛЭП и продолжаем движение по ней. Через переход, сворачиваем с ЛЭП на запад и встаем на холодный обед.
Обедаем и продолжаем двигаться по азимуту. Тропим. Через 1 км подсекаем буранку, ведущую на трассу, продолжаем двигаться по ней. Пройдя еще 1 км, снова сворачиваем в лес и тропим по азимуту на ущелье любви. Пройдя километр подсекаем новую буранку, ведущую в Кандалакшу, через ущелье.
Проходим ущелье и встаем на ночевку за 5 км до Кандалакши. Уже видны дома и слышны звуки цивилизации. Появилась мобильная связь. Мы с вечера договариваемся с машиной и бронируем баньку.
День 12. 19 февраля
До Кандалакши 2 часа пути, под горку. Планируем поспать и встать на 3 часа позже обычного, но привычка рано вставать, выработанная за время похода, проявляется стабильно у всей команды. Завтракаем, медленно собираемся и выдвигаемся на последний рывок.
Через один переход встречаем первых людей, бегающих на беговых лыжах, а в скоре попадаем в парк с кучей народа, удивленно поглядывающего на нас.
В 16:00 выходим к подвесному мосту – конечной точке маршрута. На этом активная часть похода завершена.
2.8 Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Потенциально опасными являются склоны гор на спуске. Стоит выбирать плавные траектории спуска, подходящие для всех участников похода. Следить за группой в условиях плохой видимости. Также при определенных погодных условиях опасность может представлять пересечение озер и рек.
2.9 Печень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.
Сложно выделить отдельно какие-то моменты, поскольку район живописен в целом. «Визитной карточкой» Кандалакшских тундр можно назвать такие объекты как гора Быстрая, Колвицкое озеро, гора Баранья Иолга, ущелье Любви.
2.10 Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения (на одного участника).
Поезд Москва-Оленегорск №92, плацкарт 2250 р.
Поезд Имандра-Москва №91, плацкарт 2250 р.
Трансфер Кандалакша-Колвица (2 машины) 2500 р.
2.11 Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.
Был пройден интересный и насыщенный поход, охватывающий Кандалакшские тундры. Маршрут рекомендуется к повторению полностью или частично.
2.12 Ссылки на фотоматериалы и трек:
Фтографии Светланы Куликовой тут
Трек пройденный тут