Отчёт о лыжном походе 1 c эл. 2 к.с., совершенном в районе Ю. Урала в период с 30.12.07 по 06.01.08

Автор: Вереникин Александр Сергеевич, 30.01.2008 03:00
Просмотров: 6246

В минувшие Новогодние праздники мы собрались душевной компанией на Южный Урал.

Собирались встретить этот самый 2008 год, а также погулять. И это, нужно заметить, у нас отлично получилось!

В связи с чем я публикую свой первый отчёт о категорийном походе.

Подробности о наших приключениях читайте внутри.

  1. Справочные сведения.
  1. Проводящая организация.

Наименование:

Клуб Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Физкультурно-оздоровительный факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Выпускающая МКК:

МКК Клуба Туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес:

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Телефон:

263-22-29

e-mail:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www:

http://tourism.bmstu.ru

  1. Место проведения.

Страна:

Российская Федерация

Область:

Республика Башкортостан, Челябинская область

Район:

Урал

Подрайон:

Южный Урал

Массив:

Хребты Инзерские Зубчатки, Машак

  1. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Лыжный

Первая

100

8

8

30.12.2007 – 06.01.2008

  1. Нитка маршрута заявленная.

Пос. Тирлянский – ур. Миселя – пер. в хр. Инзерские зубчатки севернее верш. 1161 – г. Ямантау (1А, 1640) – хр. Машак – пер. м-ду верш. 1383 и верш. 1295 – верш. 1383 (рад.) – траверс хр. Машак от верш. 1383 до г. Медвежья (1308) – ур. Третья Поляна – г. Бол. Шелом (1427) – ур. Межморган – дер. Александровка – р. Юрюзань – пер. в хр. Бакты м-ду верш. 1013 и верш. 1006 – г. Бол. Иремель (1582) – г. Мал. Иремель (1449) – пос. Тюлюк. 

  1. Нитка маршрута пройденная.

Пос. Тирлянский – ур. Миселя – пер. в хр. Инзерские зубчатки севернее верш. 1161 – ю-в склон хр. Машак – сев. склон г. Караульная (рад.) – пер. севернее верш. 1295 – траверс хр. Машак до ю. склона г. Медвежья – раз. 46 км бывш. БЖД – раз. 60 км бывш. БЖД – р. Средний – дер. Александровка – пос. Тюлюк.

  1. Определяющие препятствия.

Вид препятствия

Наименование

Категория трудности

Высота, м

Путь прохождения

Характеристика препятствия

1

Перевал

пер. в хр. Инзерские Зубчатки, севернее верш. 1161

н/к

1025

Подъём со стороны р. Тирлян

Снег, выходы валунов и скал, до 100м до 25º

Спуск в сторону р. Терженка

Снег, выходы валунов и скал, до 100м до 25º

2

Траверс хребта

хр. Машак

н/к

до 1265

Подъём со стороны р. Юрюзань, севернее в. 1295

Снег, выходы валунов и скал, до 25º

Спуск в сторону р. Бол. Катав, южнее г. Медвежья (1308)

Снег, выходы валунов и скал, до 25º

  1. Сведения об участниках.

Фамилия, имя, отчество

Год рожд

Туристский опыт

Откуда (место учёбы/работы; место жительства)

Обязанности в группе

Фото

1

Вереникин Александр Сергеевич

1986

4ЛУ Приполярный Урал;
4ГУ Сев. Тянь-Шань
2ГР Приэльбрусье

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

руководитель

Командир

2

Арабаджиев Михаил Сансарович

1985

2ЛУ Кандалакша
2ГУ Приэльбрусье

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

завхоз

Секьюрити

3

Катков Юрий Евгеньевич

1986

4ЛУ Приполярный Урал
5ГУ Терскей Алатау
2ЛР Кандалакша

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

зам. руковод., завснар

Заместитель

4

Старшов Антон Евгеньевич

1983

2ЛУ Кузнецкий Алатау
3ГУ Терскей Алатау

МГТУ им. Н.Э. Баумана; Москва

штурман

Ману

5

Киселёв Алексей Викторович

1982

2ЛУ Кандалакша
2ГУ Приэльбрусье

ЗАО Интерлизинг-Фарм; Москва

реммастер

Любитель

6

Дяченко Евгений Владимирович

1986

ПВД, детский туризм

МГУП; Москва

финансист, гитарист

Кросафчег

7

Зарицкая Тамара Антоновна

1983

4ЛУ Приполярный Урал
5ГУ Терскей Алатау

УВК 1828; Москва

медик, фотограф

Белине

8

Смирнова Евгения Дмитриевна

1981

2ЛУ Кандалакша
2ГУ Приэльбрусье.

Рекламное агенство ANTZ; Москва

хронометрист

Фатима,

9

Крестинина Екатерина Александровна

1980

2 ГУ Приэльбрусье

МАРХИ; Москва

летописец

Кэт

10

Чермошенцева Наталия Сергеевна

1987

3ЛУ Кузнецкий Алатау
3ГУ Алтай

МГГУ; Москва

оператор

Наталия

  1. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Библиотека т/к МГТУ: Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.

Видеоматериалы имеются, хранятся у Чермошенцевой Н.С.

  1. Техническое описание и дневник похода.
  1. Общая идея похода.
Поход затевался как новогодняя прогулка, которая позволила бы отдохнуть на природе от душного города и встретить новый 2008 год в отличной компании. В планах значилось: посмотреть на новый для большинства участников район, дать первый лыжный опыт двум новичкам, проверить снаряжение и силы перед походами более высоких к/с, предстоящих членам группы в наступающем сезоне.
  1. Варианты подъезда и отъезда.
Фото
Фото 1. У поезда.

В район можно попасть с двух основных направлений: станции Вязовая, если заходить с Севера и из города Белорецк, если заходить с юга.

От Вязовой на такси (например, есть такси в закрытом городе Трёхгорном, телефон (351)914 00 00) можно добраться до пос. Тюлюк или пос. Верхний Катав (Верхняя Катавка), от которых удобно начинать маршруты с севера и запада соответственно. Также до этих посёлков от Вязовой можно добраться автобусами с пересадками в гор. Трёхгорный и Катав-Ивановск соответственно, но выяснить регулярность и расписание автобусов не удалось. В Тюлюке действует гостиница Роза Ветров, которая может помочь в организации трансфера в/из посёлка.

До г. Белорецк можно добраться ночным поездом Уфа-Сибай или на двух электричках с пересадкой в пос. Инзер. Также есть автомобильная трасса из Уфы (про регулярное автобусное сообщение мне ничего не известно). Ж/д станция находится в 12 км от самого города, но до автовокзала ходят рейсовые автобусы. От автовокзала несколько раз в день ходят автобусы до пос. Тирлянский. Мы ещё из Москвы договорились с обладателем микроавтобуса УАЗ типа буханка Валерием, жителем Белорецка, (8 (927) 331 60 12), который занимается заброской туристов. Он довёз нас до пос. Тирлянский и далее, по ужасной дороге, до ур. Миселя. По этой дороге можно проехать только зимой, и то только на автомобиле с повышенной

В
В поезде мы наладили мелкосерийное производство чуней.

проходимостью и отчаянным водителем. Необходимо заметить, что до Белорецка мы добирались также не без приключений. Поезд Уфа-Сибай уходит из Уфы в 21:10 по московскому времени, а наш дополнительный поезд Москва-Уфа приходил на станцию назначения только в 22 часа (взять билеты на другие поезда из-за новогоднего ажиотажа не получилось – билеты сметали за 2 часа после начала продаж). Поэтому, чтобы не торчать на вокзале в Уфе ночь и не ехать потом с пересадкой на электричках, а нормально поспать в поезде, мы решили выйти в пос. Кандры, в котором поезд был в 18:00 и на заранее заказанной из Москвы ГАЗели (оператор маршрутных такси в г. Уфа, 8 (904) 252 16 07) успеть к Сибайскому поезду. ГАЗель эта опоздала на полчаса, несмотря на неоднократные предупреждения о том, что времени у нас в обрез. Если бы водитель не догадался везти нас на ст. Дема, которая находится по пути из Кандры в Уфу и на которой останавливается Сибайский поезд, то мы бы на него не успели. В 20:45 мы были на ст. Дёма, поезд прибывал на неё в 21:18. За 2 минутную стоянку загружаемся со всей поклажей в поезд, перекусываем, занимаем свои верхние боковушки и отходим ко сну. Поезд должен был прибыть в Белорецк в 5:35. Просыпаюсь в 5 часов и с удивлением обнаруживаю себя в полной тишине. Поезд стоял. Выглянул в окно – на вокзальном здании было написано Инзер. После неоднократных расспросов проводников и звонков в Белорекцк выяснилось, что между Инзером и Белорецком произошла авария – сгорел какой-то локомотив. В итоге поезд опоздал на 5 часов. Эта потеря времени в последствии аукнулась нам отказом от восхождения на Ямантау, а также 1000 рублей, на которые сжёг бензина в своих недрах УАЗик.

Также ещё довольно часто летом маршруты начинают из пос. Ассы (пл. 102 км) и из дер. Нура (до неё есть автомобильная дорога из Белорецка). Но зимой эти варианты довольно опасны из-за высокой вероятности встретить там егерей, охраняющих Южно-Уральский заповедник.

  1. Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.

Запасные варианты:

  • отказаться от восх. на г. Ямантау;
  • вместо траверса хр. Машак пройти по р. Мал. Инзер или по р. Юрюзань;
  • отказаться от восх. на г. Бол. Шелом;
  • отказаться от восх. на г. Бол. Иремель;
  • отказаться от восх. на г. Мал. Иремель.

Аварийные выходы с маршрута:

При необходимости с маршрута можно выходить в г. Солнечный (закрытый секретный город юго-западнее г. Ямантау), в пос. Тирлянский, в пос. Верхнеаршинский, в пос. Верх. Катав, в пос. Тюлюк, в дер. Александровка.

  1. Изменения маршрута и их причины.
  1. Из-за опоздания поезда Уфа-Сибай, первый ходовой день получился укороченным, что сместило весь график движения. 31 декабря мы не смогли дойти до предполагаемого места встречи Нового Года. Поэтому не удалось совместить 1 января полуднёвку с восхождением на Ямантау. Дойдя к 16:00 до сев. склона г. Караульная мы решили повернуть назад, т.к. до темноты (к 17:30 становилось уже совсем темно) совершить восхождение уже точно не успевали. Из-за места ночёвки 31.12 и 01.01 [0207NOCH] решено было залезать на хр. Машак с востока, а не с запада.
  2. От восхождений на хр. Машак отказались из-за плохой видимости во время траверса хребта. Единственным стимулом совершать восхождения является возможность обозреть сразу весь район – хр. Машак находится посреди Южного Урала, и виды с него открываются просто восхитительные. Все вершины представляют собой нагромождения курумника, поэтому восхождения на них не представляют никакого спортивного интереса, но зато являются очень трудозатратными. Особенно зимой, когда камни не засыпаны снегом полностью – на лыжах по ним передвигаться не представляется возможным, а без лыж не видно куда ставить ноги, постоянно проваливаешься между камней и велика опасность получить таким образом травму.
  3. Также довольно большой неприятностью стало состояние снега в районе – несмотря на его небольшое количество, он был очень сухой и перекристаллизованный, что в совокупности с коротким световым днём и расслабонным настроением не позволило выдержать темп, который планировался в Москве. По этой причине после выхода к бывшей узкоколейке было решено идти в дер. Александровка, а из неё сразу выходить в Тюлюк – к пиву и бане.
  1. График движения.

День пути

Дата

Участок пути

Путь, км (без коэф. 1,2)

Метеоусловия

1

30.12.07

ур. Миселя – ю. склон хр. Инзерские Зубчатки

5

ясно

2

21.12.07

ю. склон хр. Инзерские Зубчатки – пер. севернее верш. 1161 – р. Бол. Инзер – ю-в склон хр. Машак

10

ясно

3

01.01.07

рад. выход: ю-в склон хр. Машак – ур. Куянтавские болота – сев. склон г. Караульная

7

ясно; после обеда перем. облачность

4

02.01.07

ю-в склон хр. Машак – пер. севернее верш. 1295 – пер. южнее верш. 1370

вернулись на 1,5 км по своей лыжне + 7

сутра пасмурно, снег; после обеда перем. облачность, сильный ветер

5

03.01.07

пер. южнее верш. 1370 – ур. Кузъелгинские Пастбища – ю-в склон г. Широкая

10

сутра ясно, потом облачно, сильный ветер

6

04.01.07

ю-в склон г. Широкая – пер м-ду г. Кобея и г. Ягодная – пер. м-ду г. Ягодная и г. Медвежья – с-з склон г. Медвежья

10

облачно, вечром перем. облачность

7

05.01.07

с-з склон г. Медвежья – раз. 46 км – раз. 60 км

19

перем. облачность

8

06.01.07

раз. 60 км – р. Средний – дер. Александровка

10

перем. облачность

  1. Подробное описание маршрута.

1 день

30.12.2007

ур. Миселя – ю. склон хр. Инзерские Зубчатки

5 км

+360м
–40м

ЧХВ 3 ч 25 мин

К часу дня мы доезжаем до кордона Миселя. Разгружаемся, прощаемся с водителем, проводим последние сборы и в 13:30 выдвигаемся. Начинаем подъём прямо по линии падения воды. Погода отличная: температура около –

Фото
Фото 2. Хр. Инзерские Зубчатки

20ºС (точно сказать не могу, т.к. градусник забыли в Москве), ясно, штиль. Первая неожиданность – снега оказалось довольно мало. Толщина снежного покрова едва достигала 0,5 м. ГТЛ от 20 до 30 см. Но, несмотря, на малое количество снега тропёжка была довольно тяжёлой физически, т.к. снег оказался очень сухим – большая отдача и трудность формирования лыжни отнимали много сил. Также скорости не добавляло и огромное количество ништяков, припасённых для празднования Нового Года.

К 16:30 выходим к крутому скальному массиву высотой до 150м, который венчает собой пологие склоны хребта Инзерские Зубчатки [0103]. Скалы в лучах закатного солнца выглядят просто великолепно. Начинаем траверсировать пологий склон на юго-запад, стараясь не набирать и не сбрасывать высоту. Уже в сумерках упираемся в скальный обрыв высотой метров 30. К югу от сходит на нет. Спускаемся на юг и на выполаживании ставим лагерь [0104NOCH]. ЧХВ от кордона Миселя 3 ч 25 мин.

 

 

2 день

31.12.2007

ясно
без
малооблачно
без

ю. склон хр. Инзерские Зубчатки – пер. севернее верш. 1161 – р. Бол. Инзер – ю-в склон хр. Машак

10 км

+380м
–240м

ЧХВ 7 ч 45 мин

Фото
Фото 3. Взлёт пер. сев. верш. 1161.
Фото
Фото 4. Команда на пер. сев. верш. 1161.

Подъём дежурных в 5:00, команды в 5:45. Выход в 8:15. Как в последствии оказалось, это были самые быстрые сборы команды. Погода ясная, морозная, штиль. Выходим по азимуту точно на запад, траверсируя пологий склон с набором высоты. Когда по показаниям GPS мы поравнялись с забитой в Москве точкой [11], начинаем подъём по линии падения воды, закладывая короткие траверсы. Метров за 100 до перевала крутизна склона достигает 25º. Снимаем лыжи и поднимаемся на перевал пешком [0201PER]. Из-за деревьев в багрянце рассвета проглядывается красавица Ямантау, в другую сторону открывается вид долину р. Тирлян и р. Миселя, а также на близлежащие пологие хребты. ЧХВ от места ночёвки до перевала 45 мин.

Фото
Фото 5. Ямантау.
Спуск начинаем также без лыж. Как только склон выполаживается, одеваем лыжи и по азимуту начинаем движение в сторону хр. Машак, за которым по плану
Фото
Фото 6. Хр. Инзерские Зубчатки с запада.
мы должны были встретиться с нашими друзьями из ТК МИЭМ и отпраздновать вместе с ними Новый Год. ГТЛ до 30 см, но тропёжка осложняется характером снега, а также тем, что подлесок порой довольно густой и через него трудно пробираться. Из-за того, что снега в целом немного, затруднено преодоление многочисленных поваленных деревьев. Около репера 974 упираемся в крайне живописные скальные останцы, возвышающиеся в лучах яркого солнца последнего дня уходящего года. Обходим их с юга. Сразу пошли разговоры о том, что было бы круто тут замочить on-sight ;) Ещё через переход спускаемся к р. Бол. Инзер. Приваливаемся под ёлочками, дежурные с помощью топора и кружки добывают воду, и мы делаем на сухих еловых веточках горячий обед [0204OBED]. ЧХВ от перевала до места обеда 3 ч 10 мин.
Фото
Фото 7. Готовка праздничного ужина.

Пообедав, начинаем подъём на склоны хр. Машак. Хотели подняться в сторону точки [16], но забрали слишком севернее, из-за чего потеряли драгоценные время и силы. Серией протяжённых траверсов, огибая выходы курумника, выходим на протяжённое плато, образуемое слиянием хребтов Машак и Кумардак. Поворачиваем на юг и уже в темноте, так и не дойдя до по предполагаемого места ночёвки [22], ставим лагерь рядом с двумя аккуратненькими ёлочками [0207NOCH]. ЧХВ от места обеда до места ночёвки 3 ч 50 мин.

Начинаем активные приготовления к празднованию НГ: запасаем дрова, наряжаем эти самые ёлочки припасёнными игрушками и мишурой, жарим шашлык, пьём коньяк, рубим салатики и совершаем все остальные действия, необходимые для нормальной встречи Нового Года. Встречаем 2 раза – по местному времени и по Москве и около 2 часов ночи ложимся спать.

 

3 день

01.01.2008

рад. выход: ю-в склон хр. Машак – ур. Куянтавские болота – сев. склон г. Караульная

7 км (радиально)

+160м
–150м (в одну сторону)

ЧХВ 2 ч 35 мин (в одну сторону)

Фото
Фото 8. Наши новогодние ёлки.
Фото
Фото 9. Южный склон хребта Машак.

Встаём в 10:00. После продолжительного булкочёса выходим к г. Ямантау только в 13:00. За это время решили оставить в лагере плохо чувствовавшую себя Катю, а также Наталию, которая согласилась составить ей компанию. Погода ясная, налегке мы развили довольно приличную скорость, несмотря на то, что путь часто преграждали россыпи курумника. Через 40 минут пути выкатываемся на широкую просеку, по которой идёт ЛЭП.

Эта ЛЭП не обозначена на топографических картах ГШ, зато есть на многих гражданских обзорных картах района. На просеке снег весь зафирнован, поэтому несмотря на встречный довольно сильный ветер и то, что нам нужно подниматься, движение по ней очень быстрое.

Фото
Фото 10. ЛЭП, идущая вокруг Ямантау.

Решаем к Ямантау подойти, обогнув г. Караульная с севера, а не с юга, чтобы побольше набрать высоты по просеке, а также избежать подъёма по крутым южным склонам. Доходим до угла просеки, где она поворачивает на север, и начинаем забирать на запад, прокладываю лыжню по ур. Куянтавские Болота. ГТЛ до 30 см. В 15:50 делаем привал [0302]. ЧХВ от места ночёвки 2 ч 35 мин. Поняв, что до темноты взойти на Ямантау не удастся, решаем не тропить бессмысленно снега и возвращаться в лагерь. Приходим к девчатам к 18:30.

 

 

 

Фото
Фото 11. Панорама хребта Машак от ур. Куянтавские Болота.

 

4 день

02.01.2008

ю-в склон хр. Машак – пер. севернее верш. 1295 – пер. южнее верш. 1370

1,5 км (возвращение по своей лыжне) + 7 км

+180м
–80м

ЧХВ 6 ч 45 мин

Фото
Фото 12. Карабкаемся по курумнику в лыжах.
Фото
Фото 13. Курумниковое поле.

Подъём дежурных в 5:00, команды в 6:05. Выходим в 9:00. Паспурно, снег. Решаем на хр. Машак залезать по восточному склону, а не западному, для экономии времени и из-за отсутствия принципиальной разницы между этими двумя вариантами. Возвращаемся 1,5 км по своей лыжне, проложенной 31 декабря. Далее по азимуту начинаем сближаться с хр. Машак. ГТЛ до 30 см. Выйдя на ГЗЛ около обширных полей курумника, снег становится зафирнованным. Двигаемся вдоль ГЗЛ, где из-за фирна нет тропёжки, а курумник мелкий и полностью засыпан снегом. Далее пересекаем поле курумника. Движение по нему крайне медленное, ровную лыжню проложить не удаётся, приходится постоянно лавировать между валунов. Войдя опять в лес, упираемся в крутой склон. ЧХВ от места ночёвки 2 ч 05 мин.

Фото
Фото 14. Иногда приходилось сбрасывать высоту.

Обходим крутяки севернее и начинаем подъем по азимуту в сторону верш. 1295. Облака периодически раздувает, проглядывает солнышко и открываются великолепные виды на хр. Кумардак. По пути приходится пересечь ещё несколько курумниковых рек шириной до 200 м, которые регулярно пересекают склоны хребта по линии падения воды. Выходим на выполаживание и в 14:30 делаем горячий обед [0404OBED].

 

 

 

 

Фото
Фото 15. Панорама хребта Кумардак с восточногро склона хребта Машак (снято в районе в. 1295).

После обеда продолжаем траверсировать восточный склон хр. Машак, стараясь не сбрасывать высоту. Но это не всегда получается делать из-за форсирования очередных завалов камней. В 17:25 ставим лагерь на перевале южнее верш. 1370 [0405NOCH]. ЧХВ от начала крутого подъёма 4 ч 40 мин. Пока бОльшая часть команды занималась бивуачными работами, двое участников (Юра и Антон) протропили лыжню на 1,5 км.

 

5 день

03.01.2008

пер. южнее верш. 1370 – ур. Кузъелгинские Пастбища – ю-в склон г. Широкая

10 км

+300м
–320м

ЧХВ 6 ч 20 мин

Подъём дежурных в 5:00, команды в 6:30, выход в 9:30. В прошедшую ночь, как удалось потом выяснить у местных жителей, был самый сильный мороз – до –35º. Ясно, небольшой ветер. Выходим по протропленной с вечера лыжне. Забираемся на перевал и утыкаемся в крутой склон, усеянный курумником. Ребята решили обходить его слева по ходу, сбросив высоту. Далее они протропили вдоль ГЗЛ, где склон выполаживался и камни были завалены снегом.

Фото
Фото 16. Панорама на 180º, снятая с юго-западного склона в. 1370. Видны Ямантау, хр. Нары в районе в. 1340, г. Машак.
Фото
Фото 17. Восточный склон в. 1370.
Фото
Фото 18. Суровяк в ур. Кузъелгинские Пастбища.

Продолжая траверс, не сбрасывая высоту, огибаем с запада верш. 1370 и выкатываемся на ур. Кузъелгинские пастбища. Оно представляет собой практически ровное плато, местами поросшее чапыжником, местами с россыпями курумника, местами зафирнованное, с постоянно дующим сильным ветром. Погода меняется, всё затягивает молоком, видимость падает до 500м. При пересечении этого плато участники смогли протестировать всё своё ветрозащитное снаряжение. Чтобы обойти выходы курумника на склонах вершины 1333 немного сбрасываем высоту. На одном из спусков Женя травмирует руку. Приходится облегчить его на гитару. Пока медик бинтует Жене руку, катаемся с горок, режем колбасу и перекусываем [0502OBED]. ЧХВ от места ночёвки 3 ч.

Фото
Фото 19. Карабкаемся по курумнику без лыж...

Выходим в сторону вершины 1303 и обходим её с востока. Упёршись в южный крутой курумниковый склон г. Широкая, начинаем обходить вершину с востока, сбрасывая высоту. Через километр форсирования курумника упираемся в очередную россыпь, причём довольно крутую. Судя по карте, выше по склону должно быть выполаживание, а ниже, наоборот, склон становится круче. Снимаем лыжи и осторожно, чтобы не проваливаться между валунов, поднимаемся 50 м по курумнику пешком. Склон немного выполаживается и мы одеваем лыжи. Темнеет. Идём до первого ровного места и ставим лагерь [0505NOCH]. ЧХВ от места обеда 3 ч 20 мин.

 

 

 

 

6 день

04.01.2008

ю-в склон г. Широкая – пер м-ду г. Кобея и г. Ягодная – пер. м-ду г. Ягодная и г. Медвежья – с-з склон г. Медвежья

10 км

+240м
–340м

ЧХВ 5 ч 15 мин

Подъём дежурных в 5:00, подъём группы в 6:20, выход в 10:00. Облачно, видимость до 1 км. Оказалось, что лагерь стоит на берегу очередной россыпи курумника. Поднимаемся на неё без лыж. Одеваем лыжи и траверсируем восточный склон г. Широкая. На привале [0601], который делаем на дороге (заметны 2 колеи, занесённые снегом, идущие с северо-запада на юг-восток) замечаем зайца. Далее скатываемся на перевал между г .Широкая и г. Кобея,  представляющий собой поросшее лесом плато. Г. Кобея обходим по восточному склону. Уже на северном её склоне упираемся в скальные сбросы. На их краю обедаем [0602OBED], а в это время реммастер прикручивает Катино крепление, которое вырвало из лыжи. ЧХВ от места ночёвки 2 ч.

Фото
Фото 20. Курумниковые склоны ю. склона г. Ягодная.

Обходим сбросы с запада и скатываемся на пер. между г. Кобея и г. Ягодная. Упёршись в очередной раз в крутой курумниковый склон, начинаем его обходить, забирая восточнее. Это приводит к тому, что мы начинаем сбрасывать высоту и сильно отклоняться на юго-восток от нужного направления. Резко повернув на северо-запад, продолжаем траверсировать склоны г. Ягодная, но, не сбрасывая и не набирая высоту. Через километр скатываемся на пер. между г. Ягодная и г. Медвежья, пересекаем его по азимуту на север и начинаем постепенно спускаться по западному склону г. Медвежья, продолжая траверсировать склон на север. Со склона открылись потрясающие виды хр. Нары, хр. Зигальга, долину р. Катав. Темнеет. В одном месте крутизна склона достигла 25º и пришлось спускаться лесенкой. После этого вышли на большую поляну и по ней с ветерком продолжили спуск. Въехали опять в лес. По темноте сделали ещё полперехода и, упёршись в крутой обрыв (до 35º), поставили лагерь [0605NOCH]. ЧХВ от места обеда до места ночёвки  3 ч 15 мин.

 

7 день

05.01.2008

с-з склон г. Медвежья – раз. 46 км – раз. 60 км

19 км

+330м
–140м

ЧХВ 5 ч 50 мин

Фото
Фото 21. Слева - хр. Нары, справа - хр. Зигальга и в. Бол. Шелом.
Фото
Фото 22. Насыпь - всё что осталось от узкоколейки.

Подъём дежурных в 5:00, команды в 6:10, выход в 8:50. Обрыв оказался увеличением крутизны склона на северо-запад от г. Медвежья на уровне около 1000 м. С него открывается шикарнейший вид на провал между хр. Нары и хр. Зигальга. Уходим на 300м западнее, где склон становится чуть положе и серией крутых траверсов, усложнённых часто растущими деревьями и не видными под снегом камнями, выкатываемся на чью-то лыжню [0701]. Лыжня была от широких лыж, у тех, кто её проложил не было палок, их было не меньше трёх человек и они шли на юго-запад. На лыжне сделали привал и стали дожидаться оставшихся участников. Ожидание затянулось, т.к. у Кати опять вырвало крепление из лыжи и они с реммастером ликвидировали последствия аварии. Собравшись и перекусив сушёной клюквы, продолжаем спуск по лыжне. Через некоторое время она забирает на север и выводит нас точно на бывшую узкоколейку чуть южнее разъезда 46 км [0702]. ЧХВ от места ночёвки 2 ч.

Фото
Фото 23. Бывшая станция Машак.

К нашему сожалению, далее лыжня уходит в сторону дер. Двойниши, а не в нужную нам. Предполагаемой буранки на узкоколейке также не обнаружилось. Пришлось тропить самим. Тропёжка была привычной глубины – ГТЛ составляла около 30 см, но двигались мы сильно быстрее, чем по лесу, т.к. практически не было чапыжника и поваленных деревьев. Где-то напротив вершины 888 на узкоколейку выбралась лыжня со стороны р. Бол. Катав. Это была туристическая лыжня довольно большой группы (лыжня узкая для охотничьих лыж, использовались палки с большими кольцами). Метров за 300 до ст. Машак, лыжня поворачивает на юго-восток, срезая выступ железной дороги. Мы, в надежде посмотреть на остатки станции, решаем протропить до неё эти 300 м и там заобедать. Несмотря на то, что от станции осталось лишь 4 сваи, еле торчащие из земли, мы не пожалели что дошли на неё [0704OBED]. Разъезд находился на очень живописной поляне и мы с большим удовольствием на ней грелись на солнышке и проводили другие релаксационные мероприятия.

После обеда вернулись на лыжню. Как мы и думали, она опять вынырнула из леса на насыпь узкоколейки и пошла дальше по ней. На юго-запад от вершины 1035 [0705] лыжня уходит в сторону пос. Юрюзань. Мы продолжаем движение по узкоколейке на восток. На удивление, на этом участке пути на снегу образовалась плотная корка наста, поэтому тропёжки почти не было и скорость практически не упала. Без проблем по темноте мы сделали ещё 1,5 перехода. Где-то за 1 км до крутого поворота, узкоколейку пересёк буранный след. Пройдя ещё 200 метров, ставим лагерь [0707NOCH]. ЧХВ от раз. 46 км 3 ч 50 мин.

 

8 день

06.01.2008

раз. 60 км – р. Средний – дер. Александровка

10 км

–170м

ЧХВ 3 ч 25 мин

Фото
Фото 24. Деревня Александровка.

Подъём дежурных в 5:00, команды в 5:40, выход в 8:55. Продолжаем движение по узкоколейке дальше на северо-восток. Дойдя до того места, где она резко поворачивает на юг, сходим с насыпи и сразу подсекаем идущую по просеке лыжню. Движемся на юго-восток по лыжне. Через 800 м она уходит с просеки чуть севернее, пересекает ручей Северный и его правый приток и выкатывается на дорогу от Юрюзани на Александровку. Дорога хорошо укатана снегоходами и автомобилями. На лыжах быстро доходим до Александровки. ЧХВ от места ночёвки 3 ч 25 мин.

Сняв лыжи, отправляемся гулять по деревне в надежде найти транспорт до Тюлюка. Идти пешком 18 км было лень, хотелось поскорее к пиву и бане. Обзор деревни показал, что в ней живёт меньше 10 домов. Скотину, в т.ч. лошади держит только одна семья, которая, как в последствии выяснилось, является староверующей. На нашу просьбу довезти до Тюлюка последовал короткий вежливый отказ. В деревне стоит таксофон с прикрученной к нему спутниковой тарелкой, но т.к. в деревне нет электричества, он работает от аккумуляторов и включается смотрителем по просьбе. Смотритель этот не всегда бывает на месте, и, кроме того, чтобы позвонить, нужна телефонная карта. Ближайшие места, где они продаются – Катав-Ивановск и Трёхгорный, поэтому местные жители поделятся своими только в случае неотложной необходимости. Из автотранспорта мы увидели только Ниву. Но нам повезло – из двора выехала 10-ка, на которой мужик, гостивший у родителей, собирался ехать домой в Челябинск. Заявив, что кроме этой Нивы машин в Александровке нет, он любезно согласился подбросить нас с Антоном до Тюлюка, где обещал огромное количество автотранспорта, который с удовольствием заберёт наших товарищей. Пообещав вернуться через 1,5 часа с машиной, мы уехали в Тюлюк.

Дорога зимой хоть и ухабистая, но вполне проезжая. В Тюлюке мы машину нашли, но с огромной нервотрёпкой. Оказалось, что людей, которые согласны ехать в Александровку, в Тюлюке просто нет. Лесорубы отказались ехать даже на буханке. В итоге нашли ещё одну буханку, которая принадлежала приюту Роза Ветров. Но водитель уехал с клиентами на снегоходе на Иремель и должен был вернуться только в 17 часов. В итоге никакого подходящего транспорта так и не нашлось. Во время ожидания мы занялись поиском жилья. В Розе Ветров, которую местные характеризовали как что-то супер-дорогое, нам предложили 4-х местные комнаты с постелью за 280 р. с носа, в то время как тюлюкские бабушки-бизнесвумены хотели от 200 до 300 рублей с человека за прибывание в комнате площадью метров 15 с красивым советским ковром годов 50-х производства, парой кроватей и тумбочкой с телевизором не сильно свежее на всех. Наконец, вернулся водитель. Но он тоже не захотел ехать, мотивировав это тем, что у него очень мало бензина (ближайшая заправка находится в 60 км от Тюлюка – в Трёхгорном). И только администратор приюта уговорила его съездить, т.к. мы договорились, что если всё-таки доедем, то будем у них ночевать, париться в бане, есть обед и т.д. Терять 10 клиентов показалось ей расточительностью, и мы всё-таки выдвинулись в Александровку.

Каково же было наше удивление, когда уже почти в деревне, на встречу нам выехал такая же буханка… Оказалось, что она есть у одного из жителей. Из каких соображений нам про него не сказали днём остаётся загадкой… В итоге вся команда доехала до Тюлюка. Жили в Розе Ветров. Там с нас за жильё взяли 180р с человека (хотя по началу говорили что стоит это удовольствие 280р. Где они ошиблись мы выяснять не стали 8) ), 400р в час за баню со всех, 80р с человека за обед из первого/второго/третьего и нашли 3 микроавтобуса, которые на следующий день нас и ещё одну группу из Москвы довезли до Вязовой по 1500 за машину.

  1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Опасность при прохождении перевалов и восхождениях в целом невелика. Это обусловлено тем, что они практически полностью находятся в зоне леса, а также относительной пологостью рельефа, малым количеством снега. Лавиноопасность крайне низкая. Но вместе с тем район изобилует выходами скал, обрывами и останцами, поэтому нужно быть крайне аккуратными при движении в условиях плохой видимости и в тёмное время суток. Также нужно соблюдать осторожность при движении по курумнику как в лыжах, так и пешком.
  1. Итоги, выводы, рекомендации.

Основные цели похода – празднование НГ в походных условиях с душевной компанией, осмотр нового для большинства участников района, проверка снаряжения и здоровья перед большими походами, получение первого лыжного опыта новичками – были успешно достигнуты. Грань между пикником с ночёвкой и спортивным походом была размыта – этому способствовало постоянное обилие ништяков, жарка шашлыка вечерами и употребление хорошего коньяка в любые погоду и время суток. Праздничное настроение и не менее праздничные, совсем не двоечные, спиногрызы не способствовали выполнению спортивной задачи-максимум, а красивому маршруту не помешали.

Также напрягал перекристаллизованный снег. Несмотря на то, что его было немного, тропёжка была довольно тяжёлой. Ещё из-за малого количества и характера снега была несколько затруднена постановка палатки – приходилось ставить лыжи под маленьким углом к горизонту и насыпать под них курганы.

Из технических сложностей следует отметить многочисленные россыпи крупных валунов – курумники, передвигаться по которым на лыжах довольно сложно. Иногда даже приходилось снимать лыжи и карабкаться пешком, что не сильно легче – из-за снга не видно куда ставить ногу, и можно провалиться между двух здоровенных бульников. На таких участках неолбходимо быть крайне аккуратными, т.к. велик риск получить травму.

Несмотря на отказ от восходжений, со склонов в некоторые окна погоды и леса удалось посмотреть на все окружающее хребты: Нары, массив Ямантау, Инзерские Зубчатки, Кумардак, Зигальга, Бакты. Район изобилует красивейшими скальными выходами, обрывами, останцами. Тут, наверняка, летом можно ходить красивые ненапряжные треккинги, совмещая их с лазанием “on-sight” ;) В общем, есть желание вернуться сюда летом. Зимой же район очень хорош для лыжных походов 1-2 к.с., в т.ч. для школы. Новички получат тут полноценный опыт для будущих походов более высоких категорий. Погода довольно устойчива, откровенной попы не было, на студенческие каникулы она должна быть ещё лучше.

Основным недостатком района следует признать его закрытость – бОльшая часть самых вкусных мест находится на совершенно закрытой для посещения территории Южно-Уральского Государственного Заповедника. Правда, нам на протяжении практически всего маршрута, не встретилось ни единого признака пребывания человека. Даже на ЛЭП не было ни лыжни, ни буранки, одна лишь занесённая снегом автомобильная колея. Максимальная вероятность встретить егерей около ур. Двойниши и ур. Арша.

В дер. Двойниши наши друзья из ТК МИЭМ нашли одинокого мужика, который напугал их многочисленными кордонами ФСБ в заповеднике, которые в лучшем случае упрячут их на 15 суток в карцер, а в худшем расстреляют на месте. Нас, как уже мог догадаться пытливый читатель, доблестные представители силовых органов так и не заметили. Также, теоретически, на каникулы егеря могут патрулировать ЛЭП и бывшую узкоколейку, но на НГ охотничья лыжня была только от Двойниш до раз. 46 км и далее уходила вдоль северо-западного склона хр. Машак. Далее на узкоколейке встретили лишь туристическую лыжню, а также следы снегоходов в районе раз. 60 км.

В общем, ходить по заповеднику нельзя, но если очень хочется, то можно.

Снаряжение было стандартным для походов 1-2 к.с. Протестировали новые палатку и печку от Манараги, что оказалось очень кстати перед сложными походами. Верёвкой и ледобубом ни разу не воспользовались, протаскали как контрольный груз. Ввиду небольшого количества снега костровую сетку можно было не брать. При ориентировании активно использовали GPS-приёмник. Составы аптечки и ремнабора также ничем особенным не отличались.

Траты составили: по 1000 рублей за ж/д билеты в один конец с человека; билеты от Уфы до Белорецка по 300р; микроавтобус Газель от Кандры до Уфы 3000р с команды; микроавтобус УАЗ от Белорецка до кордона Миселя 3000р с команды; микроавтобус УАЗ от Александровки до Тюлюка 1000р; микроавтобус от Тюлюка до Вязовой 1500р. Проживание в приюте Роза Ветров обошлось по 180р с человека за ночь (хотя договаривались на 280 – видимо, ошибся администратор при выписывании чека), баня 400р со всех в час, обед из первого/второго/третьего 80р с человека. Траты на раскладку ничем особенным не отличались, если не считать новогодних излишеств и понтового алкогля.

  1. Приложения.
  1. Картографический материал.
Масштаб. Описание листа.
Ссылка на изображение
Ссылка на файл привязки
1км. Тирлянский.
1км. хр. Инзерские Зубчатки, г. Ямантау, хр. Машак, хр. Кумардак
1км. Пос. Верх Катав, хр. Нары, хр. Машак, хр. Кумардак, хр. Зигальга
1км. Пос. Тюлюк, хр. Зигальга, хр. Бакты, г. Иремель
2км. См. предыдущие 4 листа
5км. Обзорная карта Южного Урала
5км. Обзорная карта Южного Урала
 
  1. Путевые точки и трек похода.

Файл с точками и треком

  1. Ссылки.
  1. http://www.southural.ru/ Масса отчётов и др. полезных материалов по Южному Уралу. Отдельное спасибо администратору сайта Павлу Камаеву за консультации и помощь в подготовке к походу
  2. http://www.nedoma.ru/ Форум уфимских аутдорщиков.
  1. Адреса и контакты МЧС.

Приволжский ПСО АСС. +7(347)233-97-46

ЗПСО Белорецкого района республики Башкортостан. (34792)5-16-72. Г. Белорецк, ул. Крупской, д. 56, заезд со двора.

Добавлен: 06 фев 2008 02:21 Автор: TaTomka #41329
TaTomka аватар
Вереникин, садись. Пять!)
буду стремиться к такой же подробности отчётов, если отруковожу двойкой)
Добавлен: 06 фев 2008 02:38 Автор: zaza #41330
zaza аватар
Веня, респект!
Отличный отчетик, прям завидую :)
Добавлен: 06 фев 2008 11:31 Автор: vilgeforts #41331
vilgeforts аватар
Отчет хороший.

Один вопрос: а почему 1кс с эл. 2 :?
Километраж то маловат, да и препядствия н/к. ???
Добавлен: 06 фев 2008 15:07 Автор: BePeHuX #41334
BePeHuX аватар
1 потому что километраж на 1, а эл. 2 потому что МКК классифицировала траверс Машака как двоечный элемент.
Добавлен: 06 фев 2008 16:06 Автор: shurik #41335
shurik аватар
хороший отчет.

встретив знакомые названия хребтов - Машак и Кумардак, прям аж прослезился (:
Добавлен: 07 фев 2008 12:15 Автор: Lily #41337
Lily аватар
здорово! и всё-таки ёлочка у нас самая красивая была ...=)
Добавлен: 07 фев 2008 14:11 Автор: krasavchik #41338
krasavchik аватар
ну ты просто красавчег :)
Добавлен: 08 фев 2008 12:32 Автор: Starks #41341
Starks аватар
Саня, молодец! Хороший слог ;)
Добавлен: 20 фев 2008 00:45 Автор: MuXaCb #41372
MuXaCb аватар
Санек отличный отчет!спасибо+)