Добавлен отчет о лыжном спортивном походе 1 к.с. на Южный Урал, совершенном с 29.01.05 по 7.02.05. Руководитель Чушев А.А.
Untitled Document
Отчет о лыжном спортивном походе 1 к.с. на Южный Урал, совершенном с 29.01.05 по 7.02.05.
Руководитель Чушев А.А.
I. Справочные сведения
1. Проводящая организация.
Туристский клуб МГТУ им Н. Э. Баумана. Москва, Госпитальная наб. 4/2; Спорткомбинат МГТУ.
2.
Вид туризма |
Категория сложности похода | Протяжённость активной части похода, км |
Продолжительность общая |
Ходовых дней | Сроки проведения |
Лыжный | Первая | 10 | 10 | 29 января – 7 февраля 2005г. |
3. Район, подрайон, массив похода.
Южный Урал. Район вершины Иремель, хребты Бакты, Кумардак, Инзерские зубчатки.
4. Подробная нитка маршрута.
Пос. Тюлюк – окр. г. Б. Иремель – (радиально г. Б. Иремель) – р. Синяк – р. Бол. Авняр – пер. через хр. Бакты между вершинами 1037 и 1078 – Ур. Арша – (радиально окр. Хр. Бехта) – хр. Бехта – р. Миселя – седловина между г. Мал. Кумардак и г. Бол. Кумардак – (радиально г. Мал. Кумардак) – седловина между хр. Кумардак и г. Машак – (радиально г. Машак) – р. Терженка – траверс западного склона хр. Инзерские зубчатки – пер. через хр. Инзерские зубчатки севернее вершины 1161 – пос. Миселя – пос. Тирлянский
5. Определяющие препятствия маршрута.
Вид препятствия | Категория трудности | Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т. д.) | Путь прохождения (для локальных препятствий) |
Восхождение на г. Бол. Иремель | Н/К | Заснеженный осыпной склон крутизной до 30°, местами жесткий фирн, крупные камни. Высота 1582 м. | Радиально, с запада на восток, минуя Иремельское плато |
Пер. через хр. Бакты | Н/К | Подъем и спуск – заснеженный лесистый склон (10..15°) | С востока на запад |
Восхождение на г. Мал. Кумардак | Подъем и спуск – заснеженный каменистый склон (крупная осыпь), местами необходима гимнастическая страховка. Высота 1141 м. | Радиально, с севера. | |
Восхождение на г. Машак | Н/К | Подъем и спуск - заснеженный каменистый склон (крупная осыпь), местами жесткий фирн. Высота 1285 м. | Радиально, с севера |
Пер. через хр. Инзерские Зубчатки | Подъем траверсом по заснеженному лесистому склону крутизной до 25°, местами крупные скальные выходы, спуск по заснеженному лесистому склону крутизной до 30° | С запада на восток |
6. Сведения об участниках.
№ | Ф.И.О. | Год рожд. | Туристский опыт | Обязанности в походе |
1. | Чушев Александр Александрович | 1980 | 3ЛУ-Хибины, 4ГУ-Фанские горы, 1ПР-Подмосковье | Руководитель |
2. | Плинатус Артем Андреевич | 1985 | 2ГУ-Кавказ | Завснар |
3. | Вереникин Александр Сергеевич | 1986 | 2ГУ-Кавказ | Реммастер |
4. | Рябов Михаил Михайлович | 1987 | ПВД | Финансист |
5. | Гонтарь Елена Николаевна | 1982 | 2ГУ-Кавказ | Медик |
6. | Хохлова Светлана Михайловна | 1984 | ПВД | Эколог |
7. | Буланова Дарья Владимировна | 1983 | 3ГУ-Кавказ | Фотограф |
8. | Тарасова Марина Эдуардовна | 1986 | 2ГУ-Кавказ | Завхоз |
9. | Томина Екатирина Владимировна | 1983 | ПВД | Участник |
10 | Шевченко Светлана Владимировна | 1980 | 2ГУ-Кавказ | Участник |
7. Адрес хранения отчёта, наличие видео и киноматериалов.
Библиотека МКК ФОЦ МГТУ им Н. Э. Баумана. Маршрутная книжка №59/2-203
Видеоматериалы хранятся у руководителя.
8. Поход рассмотрен МКК ФОЦ МГТУ им Н. Э. Баумана.
II. Содержание отчёта.
1. Общая смысловая идея похода.
Учебно-тренировочный поход ШЛТ при туристском клубе МГТУ им Н. Э. Баумана. Ставились цели подготовить новую группу к последующим походам, взойти на высшие точки Южного Урала.
2. Варианты подъезда и отъезда.
В район удобно добираться по железной дороге с двух направлений: через Белорецк и через станцию Вязовая. Маршрут удобно начатинать из поселков Тюлюк, Верхний Катав, Тирлянский. Автобусная остановка в Вязовой находится рядом со зданием вокзала. Судя по расписаниям, ни до Верхнего Катава, ни до Тюлюка прямого автобусного сообщения нет. До верхного Катава можно доехать через Катав-Ивановск, до которого ходит автобус из Вязовой. От Катав-Ивановска ходит автобус до Верхнего Катава.
Между Белорецком и Тирлянским существует прямое автобусное сообщение, автобусы ходят примерно каждые два часа.
До поселка Тюлюк по непроверенным данным ходит автобус от Трехгорного. Трехгорный – закрытый город, находящийся рядом с городом Юрюзань. В Трехгорном существует развитая сеть такси, обслуживающих практически все близлежащие поселки, ориентированы в основном на горнолыжный курорт Завьялиха. Мы заранее созвонились с фирмой такси и заказали две машины на две команды от Вязовой до пос. Тюлюк.
3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
С маршрута можно сойти, спустившись в поселки Тюлюк, Верхнеаршинский, Николаевка, Александровка, Верхний Катав. По непроверенным данным в урочище Двойнищи базируются военные, и аварийный выход туда так же не лишен смысла.
Район обслуживают Башкирская ПСС и ПСС Челябинской области. По нашим данным ближайший спасотряд базируется в городе Усть-Катав.
4. Изменения маршрута и их причины.
Запланированный проход седловины между горами Большой и Малый Иремель не был осуществлен, т.к. группа на начальном участке маршрута двигалась совместно с группой А.Мадонова, которой был выбран более удобный подход к г. Б. Иремель (в обход г. Жеребчик, с запада на Иремельское плато от пос. Тюлюк идет буранный след).
Далее до ур. Арша группа двигалась по запланированному маршруту. При подъеме на хр. Кумардак группа была остановлена лесниками, охраняющими Южно-Уральский заповедник, и конвоирована обратно к ур. Арша, за пределы заповедника. В связи с этим, был потерян ходовой день, принято решение изменить маршрут и выходить в пос. Тирлянский.
5. График движения.
День пути | Дата | Участок пути | Путь, км | Характер движения | Метеоусловия |
1 | 29.01 | Пос. Тюлюк – окр. г. Б. Иремель | 14 | Подъем по наезженной дороге, потом по буранному следу, в зоне леса | Весь день ясно. |
2 | 30.01 | окр. г. Б. Иремель – (радиально г. Б. Иремель) – окр. р. Синяк | 2 (+ 1,5 радиально на г. Б. Иремель) + 5 | Подъем по буранному следу в зоне леса, подъем без лыж по склону г. Б. Иремель (плотный снег, выходы камней), спуск по пути подъема до границы леса, далее тропление по азимуту через лес. | Весь день ясно. |
3 | 31.01 | окр. р. Синяк – просека в окр. р. Безымянный | 9 | Тропление по азимуту через лес, в нескольких местах тропление по заснеженным дорогам и просекам и преодоление заросших вырубок. | Весь день ясно |
4 | 1.02 | просека в окр. р. Безымянный – окр. ур. Арша | 9 | Тропление через лес траверсами с набором высоты, далее траверс заснеженного лесистого склона, местами преодоление нагромождений крупных камней | Облачно |
5 | 2.02 | окр. ур. Арша – (радиально окр. Хр. Бехта) – окр. ур. Арша | (5 радиально) | Небольшой участок наезженной дороги, далее тропление в лесу с набором высоты, после обеда спуск обратно по своей лыжне | Весь день ясно |
6 | 3.02 | окр. ур. Арша - хр. Бехта – в. 1078,6 | 8 | Подъем с троплением по залесенному склону с редкими выходами камней, местами крутизной до 30 градусов | Весь день ясно |
7 | 4.02 | в. 1078,6 – окр. г. Мал. Кумардак – (радиально г. М.Кумардак) - окр. г. Машак | 6 (+1 радиально) + 6 | Спуск по крутому залесенному склону с большим кол-вом снега без лыж на север, далее тропление с небольшим сбросом высоты, далее движение по готовой лыжне, далее радиально подъем по скалам, покрытым рыхлым снегом на вершину, местами с гимнастической страховкой, спуск по пути подъема, далее движение по лыжне | Весь день ясно |
8 | 5.02 | окр. г. Машак – (радиально г. Машак) - р. Терженка – скальные выходы на северо-восточном окончании хр. Инзерские зубчатки | (1 радиально) + 10 | Подъем на лыжах до границы леса, далее без лыж по заснеженному каменистому склону (крупная осыпь), местами по жесткому фирну, спуск по пути подъема, далее движение по готовой лыжне на спуск до дороги, подъем по дороге, по вырубке, далее глубокое тропление в лесу с набором высоты. | Весь день ясно |
9 | 6.02 | скальные выходы на северо-восточном окончании хр. Инзерские зубчатки – пер. через хр. Инзерские зубчатки севернее вершины 1161 - окр. пос. Миселя | 9 | Глубокое тропление траверсом с набором высоты, преодоление крутых мест и выходов крупных камней, спуск с перевала по крутому заснеженному лесистому склону, с обходом крупных камней, далее глубокое тропление со сбросом высоты через лес по азимуту, далее наезженная дорога | Весь день ясно |
10 | 7.02 | окр. пос. Миселя – пос. Тирлянский | 18 | Бег без лыж по наезженной дороге, местами подскальзываясь | Низкая облачность |
6. Подробное описание маршрута.
29 января. Первый день.
В 6:30 по Москве поезд прибыл на станцию Вязовая. Сразу же перешли на местное время, на два часа больше – 8:30. У станции нас ждали заказанные заранее машины (на 18 человек). Рядом со станцией есть узел связи, но позвонить и послать оттуда телеграмму невозможно, поэтому пришлось попросить водителя одной машины заехать по дороге в Юрюзани на телеграф, оттуда сообщить о начале маршрута. Выяснили у водителей сводку погоды и время восхода/заката. Светлеет в 8:00, темно становится в 18:00.
11:00 Приехали в Тюлюк. Погода отличная. Команда Мадонова оставила заброску на
11:45 Начали движение двумя группами по дороге в сторону Иремеля, по готовности. Группы растянулись, вместе собираемся на первом привале
в 13:05.
Наши планы спутываются, т.к. дорога явно идет не на седловину между Б. и М. Иремелями, а уходит правее, в район г. Жеребчик. Но дорога хорошо накатана, позволяет быстро передвигаться даже на лыжах, к тому же темп команды Мадонова достаточно быстрый, помогает тянутся за более быстрыми участниками, поэтому продолжаем движение по ней.
В 13:40 следующий привал.
В 14:40 становимся готовить горячий обед. Группа Антона Мадонова уходит раньше, и мы договариваемся с ним, что они встанут за пол часа до темна около дороги, обозначат свое местоположение и по возможности подыщут для нас сушину.
В 16:30 выходим после обеда. Становится очевидно, что дорога идет в обход горы Жеребчик. Мы встречаем несколько человек на снегоходе, узнаем от них, что буранный след пробит на плато под Б. Иремелем. Турфирма Роза ветров, судя по всему, катает на вершину отдыхающих на базе в Тюлюке.
В 17:30 очередной привал, после небольшого отдыха движемся дальше. Через некоторое время темнеет, и след от снегохода плохо различается. Идем в темноте, растягиваемся. Темнота действует на группу деморализующее, приходится всех подбадривать.
19:30 Подходим по очереди к месту стоянки Мадонова. У них уже горит костер, у новичков есть возможность сразу согреется. Устраиваем лагерь. У Антона есть GPS и он сообщает, что мы находимся примерно в том месте, где на карте обозначена изба, примерно в трех километрах западнее вершины Б. Иремель. Отбой получается очень поздним,
в 1:30.
Ночью печку не топим, т.к. не очень холодно, да и дров нужное количество не подготовили. Будильник ставим дежурным на 6:30, но из-за чьей-то ошибки время на будильнике неправильное.
30 января. Второй день.
4:30 подъем дежурных по ошибке. Ошибка выясняется, но дежурные не ложатся снова, разводят печку и неспеша готовят завтрак.
7:00 подъем команды. Сборы очень долгие, как обычно у новичков в лыжном туризме.
9:45 выход по готовности. Продолжаем движение по буранному следу, преимущественно на подъем. По желанию участники снимают лыжи и несут их на рюкзаке или в руках.
11:15 привал, дожидаемся отстающих.
11:50 немного не доходя границы леса видим оставленные командой Мадонова лыжи и несколько рюкзаков (палатку и снаряжение они оставили на месте ночевки). Рядом оставляем свои рюкзаки, немного утепляемся. Берем с собой только: палки на каждого; на группу пару лыж, аптечку, часть ремнабора, один спальный мешок, веревку, камеру, фотоаппараты.
Поднимаемся по буранному следу чуть выше границы леса. Далее хорошо просматривается, что буранный след уходит левее, на Иремельское плато. Принимаю решение подниматься правее, по более крутому склону, но вероятно по более краткому пути к вершине.
Идем небольшими траверсами по склону крутизной до 25?..30?. Склон неоднородный – в некоторых местах надут рыхлый снег, проваливаемся в бахилах, в некоторых местах снег очень плотный и приходится тратить время на пробивание нормальных ступеней, везде выходы камней.
Поднимаемся на гребень немного правее вершины, видим около нее группу Мадонова, они готовятся к спуску на северо-запад, в сторону Иремельского плато, и скоро исчезают за перегибом. Немного попрыгав на больших камнях устремляемся в сторону вершины.
В 13:45 на вершине Большой Иремель. Ветрено. Видимость отличная, на небе ни облачка. Вынимаем из тура записку Антона, оставляем свою. Вскоре начинаем спуск. Опасность на этом участке представляют ямы между камнями, куда часто попадают ноги участников, проваливаясь при этом выше колена. При быстрых темпах спуска можно получить травму.
К 14:35 спускаемся к рюкзакам и начинаем готовить горячий обед. К сожалению, на спуске мне не удалось отыскать дороги, идущей в сторону хребта Синяк. В любом случае если она и есть, то по ней нет лыжни или буранного следа. Поэтому я принимаю решение двигаться по азимуту 240, далее действовать по обстановке, выходить в район начала просеки, ведущей на наш перевал в хребте Бакты.
В 16:50 я выхожу первым с обеда и троплю по азимуту. Снег средней глубины, постоянный сброс высоты. Лес достаточно густой, но без завалов. С дровами никаких проблем нет. Попадается много русел ручьев, достаточно глубоких, с крупными камнями. Движение вдоль них не удобно.
В 17:45 выбираю подходящее место под палатку и хорошую сушину, останавливаюсь.
К 19:00 по очереди подтягивается вся команда. Отставание вызвано тем, что некоторые участники очень часто падают.
Отбой примерно в 0:00. Печку ночью опять не топим. Мы живем примерно по такой схеме: отбоя по команде нет, ложимся, когда большая часть команды захочет спать. Дежурим по двое. После того, как все легли, один дежурный еще час следит за печкой, потом ложится спать. Второй встает за час до подъема дежурных и разводит печку.
31 января. Третий день.
5:30 подъем дежурных.
7:15 подъем команды.
10:15 выход первых. Небольшой переход до локального сброса – места, где крутизна склона резко меняется. Дождались тормозящих при сборах и в
10:45 начали короткий спуск траверсами, далее снова тропежка по пологому месту, небольшой сброс высоты. Идем плотной группой, стараюсь командовать, чтобы тропящий менялся почаще, т.к. скорость у нас не высока.
В 11:40 пересекли речку Синяк. Сделали привал. После привала начался небольшой набор высоты, тропежка по-прежнему средней глубины. Двигаемся в направлении азимута 240, используем попадающиеся нам участки дорог, прогалины, полянки.
К 13:00 встали на обед на участке дороги или просеки, перпендикулярной направлению нашего движения. В этом месте имеется локальное возвышение, дорога хорошо освещается солнцем. Сушим спальные мешки и конденсатор, для экономии времени горячий обед не готовим.
В 14:00 вышли, сначала двигались по заснеженной дорогое (или просеке) почти подходящей нам по азимуту, но вскоре она закончилась. Двигаемся по азимуту 240 через лес, пересекаем речку Большой Авняр. Продолжая тропить по тому же азимуту, поднимаемся на небольшой холмик, который, судя по всему, на нашей карте имеет отметку 681,0. На нем в
15:20 первый тропящий делает привал. С этой точки видна вершина Б. Иремель.
К 15:50 подтягивается последний отстающий. К этому моменту я практически уверен, что мы находимся в этой точке.
В 16:00 продолжаем движение по азимуту 240 с намерением подсечь просеку, ведущую на наш перевал. Нам попадаются труднопроходимые заросшие вырубки, лес вокруг меняется.
17:10 привал.
17:50 вышли на просеку, по азимуту она похожа на ту, которую искали. Лес слева от просеки мелкий, сушин нет, справа от просеки редкий крупный лес, преобладает осина и береза, попадаются редкие сосны.
В 18:10 встаем у первой подходящей сухой сосны. Готовим много дров на ночь.
Отбой примерно в 0:00. Ночью организуем дежурство у печки. Первый дежурный топит печку до 1:00, после него четверо участников по часу, в 5:00 – второй дежурный.
1 февраля. Четвертый день.
В 6:00 второй дежурный будит первого, и они начинают готовить завтрак.
В 7:30 подъем команды. В 8:00 светает, погода немного испортилась, облачно.
В 10:15 выход команды. Идем вверх по просеке, но она очень скоро заканчивается и приходится идти через лес. Лес не густой, подъем начинает становиться понемногу круче. Закладываем траверсы.
В 11:20 делаем первый привал.
В 11:40 подъем неожиданно заканчивается, проходим седловину, но не спускаемся вниз, а сразу закладываем траверс налево, стараясь не сбрасывать высоты. Идем траверсом склона, тропим.
В 12:30 делаем вынужденный привал, т.к. на склоне попалась группа больших камней. Преодолеть их на лыжах крайне сложно, часть группы сразу сняла лыжи и спустилась ниже камней, другая часть мужественно преодолевает препятствие.
Надо сказать, что при траверсе хребта не стоит повторять нашу ошибку: чем больше высоту мы пытались набрать, тем на более крутой и неудобный для движения склон вылезали. Удобнее двигаться немного ниже, по более пологому склону. Высоту же можно набрать позже.
В 13:00 встали готовить горячий обед.
В 15:00 вышли. Далее тропим до вечера без привалов, т.к. темпы движения группы и так очень расслабленные.
В 18:10 встали на ночевку.
Отбой около 0:00. Печку ночью не топим.
2 февраля. Пятый день.
5:30 подъем дежурных.
7:10 подъем команды.
10:00 выход команды. Погода отличная.
10:20 подошли к домику в урочище Арша, около поворота дороги. Дождались отстающих.
10:40 продолжили движение по дороге на запад, пройдя около 600 метров до поворота, свернули в лес и начали тропить, набирая высоту. Движемся нашим любимым азимутом 240. Не смотря на тропежку, команда очень сильно растягивается.
13:00 до головного отряда дошла информация, что у отстающей участницы оторвало крепление от лыжи. Пришлось остановиться, а чтобы не терять времени начали готовить горячий обед. Пока готовился обед горе-лыжники подошли. Крепление действительно сорвано. Вырвало шурупы из пластика, вероятнее всего из-за того, что положение отверстий в креплении выбрано совершенно неправильно – два отверстия смещены вперед, и лишь одно отверстие в середине крепления.
15:00 по нашей лыжне поднялись за нами двое лесников. Представились смотрителями Южно-Уральского заповедника. Потребовали маршрутную книжку и паспорта. В результате долгих препирательств и закосов под дурачка нам так и не удалось отвязаться от гостей, пришлось подчинится, т.к. на уступки смотрители идти не собирались. В результате на нас были составлены протоколы о нарушении границ заповедника, кроме того, нам пришлось покинуть его территорию.
В 15:45 начали спуск по своей лыжне к урочищу Арша. Причем, мне пришлось отдать свою лыжу и сделать временное крепление из скотча на сломанной лыже. Лесники проводили нас до домика, около которого мы были утром.
В 17:15 мы были там, мне удалось уговорить лесников оставить только пять протоколов вместо десяти, и мы были отпущены с Богом. Конечно, я убеждал их, что в заповедник мы больше не пойдем. Мы успели спуститься немного по дороге в сторону Верхнеаршинского и в
18:00 встали на ночевку. Тут произошел небольшой прокол – сушины оказались лиственницами, совершенно не пригодными для печки. Хорошо еще вовремя это заметили, дерево еще не завалили, и еще не совсем стемнело. С трудом в окрестностях уже в темноте нашлась большая сухая ветка сосны, которой хватило на топку печки вечером и утром. Приготовление еды как обычно на ветках.
Вечером нам предстояли непростые дела – поставить нормально оторванное крепление на пластиковую лыжу и принять решение как продолжать маршрут.
Отставание от маршрута было уже значительным, темп увеличить кардинально вряд ли получится. Первое решение, которое я принял, было выходить в Тирлянский. Мне было понятно, что до Верхнего Катава мы сможем дойти, только если пересечем долину Юрюзань, срезав маршрут, а это значит снова идти на территорию заповедника. Чисто психологически снова лезть туда не хотелось.
Кроме того, состоялся разговор с командой, результатом которого было общее решение постараться приложить все усилия, чтобы наверстать потерянное время. Основной причиной отставания ребята признали пластиковые лыжи, которые не мажутся мазью и скользят назад гораздо сильнее деревянных.
Крепление на лыже было восстановлено.
Отбой в 0:30. Печку всю ночь не топили.
3 февраля. Шестой день.
5:30 подъем дежурных.
8:30 подъем команды.
10:30 вышли на дорогу. Немного прошли по ней в сторону Верхнеаршинского и стали забирать траверсом с набором высоты направо, на хребет Бехта. Тропежка довольно глубокая, лес на склоне достаточно густой.
11:30 сделали привал. Даша первой попробовала обменяться с Катей одной лыжей, таким образом, чтобы у обоих была одна деревянная, одна пластиковая лыжа. Дальше мы таким образом несколько уровняли скорость остальных участников. Я тоже прошелся с одной пластиковой лыжей и только тогда понял, что немазаные лыжи это действительно проблема. Кроме этого для повышения скорости группы немного разгрузили Саню и Мишу.
12:50 еще один привал. Ребята жаловались, что на холодную лыжу холодную мазь невозможно намазать. Тогда мне в голову пришло нагревать мазь и мазать горячей мазью, так я и сделал, хотя пластиковую лыжу и мазь держал первый раз в жизни. Я поджег на привале плекс, на огне растапливал мазь, мазал ей с усилием лыжу. Позже я посоветовал ребятам вместо плекса использовать свечку, потому что плекс стал у нас дефицитом. В результате могу с полной ответственностью заявить, что лыжа стала держать меня не хуже, чем деревянная. Я пожурил ребят за лень и отсутствие смекалки, и мы пошли дальше.
13:50 сделали остановку на обед, я решил показать ребятам, что можно не тратить на обед много времени. В результате мы очень быстро накипятили один кан, попили горячего чаю, и уже в
14:50 вышли. Дальше двигались, набирая высоту, местами очень резво, практически без остановок. В результате задачу мы не выполнили, вместо набора километража, мы набрали прилично высоты и к концу дня в
17:20 вылезли на самую высокую точку хребта Бехта (место красивое, с дровами проблем нет). И откровенно говоря, это ошибка ориентировавшегося, т.е. моя. Стало понятно, что даже до Ямантау мы дойти не успеем.
Отбой в 0:00. Печку ночью не топили.
4 февраля. Седьмой день.
6:30 общий подъем команды.
9:00 вышли. Погода отличная. Спуск в сторону хребта Кумардак, на северо-запад. Сразу, отойдя от лагеря метров 100, попали на крутое место, где спускаться на лыжах неудобно. Пришлось снять лыжи и, утопая по пояс в снегу, лавируя среди деревьев и камней, спустится к пологому месту.
9:20 первые надели лыжи и начали тропить по нашему любимому азимуту 240. Тропежка средней глубины, постоянный сброс высоты, частая смена первого, движемся довольно быстро. Выходим на южный склон хребта Кумардак.
10:10 сделали привал и сразу после него подсекли чью-то лыжню. Нам очень повезло, лыжня хорошая и идет туда, куда нам и нужно.
11:15 привал. Группа стала сильнее растягиваться, скорость движения у всех разная. Дальше, когда по изменению рельефа стало понятно, что мы находимся на седловине между горами М. и Б. Кумардак, я решил совершить группой восхождение на г. М. Кумардак за время приготовления обеда. Мы свернули с лыжни и направились к границе леса.
12:10 подошли ближе к границе леса, оставили 2-х дежурных готовить обед, начали подъем без рюкзаков на лыжах в направлении вершины Мал. Кумардак.
Примерно в 12:30 сняли лыжи, оставили их, и продолжили подъем по камням. Крутизну склона в этом месте трудно охарактеризовать, т.к. подниматся приходится среди нагромождения больших камней. Сложность представляет разная плотность снега – между камнями можно провалится по пояс, на камнях в некоторых местах нечто вроде наледей. Последний этап подъема на вершину с нашей стороны представляет собой щель между камней, где необходимо свободное лазанье с гимнастической страховкой. Протяженность участка – 2 метра.
В 12:45 первый на вершине. Организовал сдвоенным репшнуром (6мм) перила, но они практически бесполезны. Видимость с вершины отличная. Спуск по пути подъема.
К 13:30 вернулись к месту обеда. Дежурные еще не приготовили обед.
В 14:30 вышли с обеда. Вернулись на лыжню, продолжили по ней движение. Сначала на спуск, потом на подъем. Лыжня ведет на седловину западнее горы Машак.
16:40 привал. Движение группы довольно быстрое, мешают только частые падения на спусках. Стараюсь выжать из команды максимум, пока есть лыжня. Некоторое время лыжня идет по открытому месту, чувствуется ветер.
18:20 встаем на ночевку чуть ниже границы леса под горой Машак. Место не богато сушинами, нам приходится валить довольно крупную сухую ель и использовать ее верхушку. Место почти совсем открытое, хорошо продувается ветром, поэтому строю с подветренной стороны снежную насыпную стенку.
Отбой в 0:00. Ночью организуем дежурство у печки. Первый дежурный до 1:00. Потом четыре человека по часу, после них второй дежурный.
5 февраля. Восьмой день.
7:30 подъем команды. Я предлагаю всем желающим подняться на гору Машак.
9:15 выход инициативной группы из четырех человек. Погода отличная. Чуть выше границы леса оставляем лыжи и поднимаемся по камням только с палками. Здесь крутизна склона доходит до 15..25?. В отличии от г.Мал. Кумардак, здесь снег более плотный, больше похоже на склон Б. Иремеля. Правее вершины есть понижение гребня, мы проходим в него и последние десятки метров заходим с юго-восточной сторны, где склон более пологий и не такие крупные камни.
Около 10:00 на вершине.
10:45 вернулись к палатке.
В 11:30 вышли. Продолжаем движение по лыжне. Лыжня идет на спуск вдоль р. Терженка, лес тут не слишком густой. Катится по лыжне хорошо, поэтому участники, плохо владеющие лыжами, начинают падать и отставать.
В 12:50 сделали привал и дождались последних. Вдоль речки стала читаться дорога. Идем по ней еще переход.
В 14:00 остановились и стали дожидаться Сашу и Дашу, у которой, по словам подошедших участников, оторвало крепление от лыжи. Устроили холодный обед. Когда ребята подошли, выяснилось, что крепление не только оторвалось, но и потерялось в снегу – найти его не удалось. Поскольку Даша чувствовала себя достаточно уверенно и с временным креплением, сделанным с помощью скотча, мы продолжили движение.
В 15:00 вышли. Дорога пересекает речку, а примерно через 500 метров после этого направо ответвляется хорошая наезженная дорога.
Т.к. у нас в запасе оставалось больше двух дней, а на нашей карте была обозначена дорога, ведущая в обход хребта Инзерские Зубчатки, было принято решение пойти по этой дороге, причем мне показалось, что гораздо удобнее будет идти без лыж. Через километр мы вышли по ней на большую вырубку. Отсюда лес вывозят на Ур. Миселя, а оттуда на Тирлянский.
16:30 Дальше дороги нам найти не удалось, пришлось потерять время, надевая вновь лыжи. Немного пройдя по заросшей просеке, мы снова углубились в лес и стали тропить по азимуту, планируя выйти на траверс восточного склона хребта.
17:45 склон стал круче, мы встали на ночевку. Как оказалось позже, до скал, обозначенных на нашей карте масштаба 1:100000, остались считанные метры.
Отбой в 23:00. Печку ночью не топим.
6 февраля. Девятый день.
6:45 Подъем команды.
9:15 Вышли. Огибаем скальные выходы справа, выходим на траверс западного склона хребта. Немного набираем высоту, тропим.
11:00 Привал. Лес на склоне густой, встречаются крупные камни.
13:30 Поднялись траверсом на седловину севернее вершины 1161. На небольшом участке, протяженностью до 5 метров, крутизна склона доходит до 25?. На склоне крупные камни, большие деревья, это затрудняет подъем на лыжах. Без лыж подниматься невозможно, т.к. снег очень глубокий. Спуск непосредственно с седловины крутизной до 25? на протяжении 5 метров, ниже ровная площадка, где мы останавливаемся и готовим горячий обед.
15:00 Вышли. Движемся по азимуту на Ур. Миселя. Характер склона на первом этапе спуска такой же, как на подъеме – крупные камни, густой лес, снег глубокий, крутизна местами доходит до 30?. Через 100-200 метров склон становится положе, обычная тропежка по азимуту.
16:00 Привал на поляне. Просеку, обозначенную на карте, найти не удалось, скорее всего, она заросла. Продолжаем двигаться по азимуту. Выходим вскоре лесозаготовки, оттуда идет лесовозная дорога к Ур. Миселя.
17:30 Вышли к Ур. Миселя. Здесь есть несколько домов, в окрестностях активно идет вырубка леса, лес вывозится машинами по дороге на Тирлянский.
Дождались отставших участников, отошли по дороге примерно на километр и встали в
18:30 на ночевку недалеко от дороги.
22:30 Отбой. Вечером было очень холодно (весьма вероятно дает о себе знать эффект температурной инверсии, когда в низине, у реки, воздух гораздо холоднее, чем наверху), поэтому ночью организуем дежурство у печки. Первый дежурный топит печку до 0:00, после него четверо участников по часу с небольшим, в 5:00 – второй дежурный.
7 февраля. Десятый день.
7:30 Подъем команды. Очень холодно.
11:15 Вышли с места ночевки. Собрались на дороге. Остановили проходящий лесовоз. Водитель сказал, что до Тирлянского 18 километров. Окончательно сняли лыжи, приделали к рюкзакам.
11:30 Вышли по дороге. За три больших перехода (на последнем привале холодный обед)
к 15:00 вышли к поселку Тирлянский. Надо сказать, что на карте обозначена другая дорога до поселка. Та, по которой мы двигались, и по которой вывозят лес, не совпадает с той, что обозначена на карте.
В поселке отправили телеграммы, позвонили, закупились провиантом.
17:00 Автобус до Белорецка (ходит каждые 2 часа). На вокзале в Белорецке встретились с командой Антона Мадонова.
21:10 Сели на поезд до Уфы (общий вагон), т.к. билетов до Москвы не было. В Уфе взяли плацкартные билеты до Москвы на утренний поезд в 6:20.
Не смотря на то, что выход в пос. Тирлянский не был запланирован, проблем с выездом у нас не возникло. Каждые два часа ходит автобус до г. Белорецк. В Белорецке от автовокзала до железнодорожного вокзала не реже чем раз в пол часа ходит автобус номер 102.
Нам не повезло, и на проходящие поезда до Москвы плацкартных билетов не было. Мы взяли билеты в общий вагон до Уфы, где больше проходящих поездов на Москву. Оттуда и уехали на ближайшем поезде.
Можно предположить, что у групп, заканчивающих маршрут в пос. Тирлянский проблем с выездом возникнуть не должно.
7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
Опасность при прохождении перевалов в районе невелика – это связано с преобладанием пологих, сглаженных форм рельефа. Однако вершины хребтов, а местами и склоны изобилуют невысокими отвесными скалами и группами камней. Это представляет опасность при движении в условиях ограниченной видимости. Хотелось отметить хребет Инзерские Зубчатки, который на первый взгляд кажется безобидным, на деле же имеет крутые скальные выходы.
Про случаи схода лавин в районе мне ничего не известно. Можно предположить, что даже на безлесных участках склонов вероятность схода лавины невелика.
8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов, занятий на маршруте.
9. Выводы, рекомендации.
Подготовка снаряжания, как личного, так и общественного, крайне важна для успешного прохождения маршрута.
При планировании маршрута стоит учесть наличие заповедника и закрытых военных объектов.
Не могу посоветовать заканчивать маршрут в пос.Тюлюк. С одной стороны в поселке работают две турбазы, где можно отдохнуть, сходить в баню, вероятно, получить медицинскую помощь, с другой стороны по нашим данным нету постоянного автобусного сообщения со станцией Вязовая. Кроме того, неподалеку находится курорт Завьялиха, и местные вероятно ориентированы на богатого приезжего.
Поселок Тирлянский представляет собой большую деревню, имеется автобусное сообщение с Белорецком, есть личный автотранспорт, есть телеграф и телефон.