В то время, как большинство наших новичковых (и не только) команд месили болота Костромы, хитрый Виталик Чуканов выбрал другое направление и отправился в тёплый и сухой солнечный Крым.
Тоже, в принципе, неплохой способ скоротать ноябрьские праздники ;)
Отчет об этом замечательном путешествии - внутри...
Справочные сведения
Выпускающая МКК: МКК НП Клуб Туристов при МГТУ им. Н.Э. Баумана
Маршрутная книжка: №:59/1-131
Руководитель группы: Чуканов В.И.
Место проведения: Украина, Автономная Республика Крым, Симферополь, Бахчисарай, Севастополь.
Протяженность активной части похода: 96 км
Продолжительность: 7 дн.
Сроки проведения: 30 октября -08 ноября 2010
Нитка маршрута заявленная: с. Чистенькое - пещ. Змеиная - пещ. г. Бакла - с Трудолюбовка -р. Бодрак - пещ г. Чуфут-Кале – пещ - г. Тепе-Кермен - р. Кача – с. Баштановка - пещ. г. Качи-Кальон - с. Большое Садовое - Сюйреньская Крепость - с. Зелесное - пещ. г. Мангуп-Кале - пещ. мон. Шулдан - пеш.г Эски-Кермен - Пятая Балка - пещ. мон. Челтер - с. Терновка - с Резервное - мыс Айя - Форт Южная Балаклава - гор. Балаклава.
Нитка маршрута пройденная: с. Чистенькое - пещ. Змеиная - пещ. г. Бакла - р. Бодрак - пещ г. Чуфут-Кале – пещ - г. Тепе-Кермен - р. Кача – с. Баштановка - пещ. г. Качи-Кальон - с. Большое Садовое - Сюйреньская Крепость - с. Зелесное - пещ. г. Мангуп-Кале - пещ. мон. Шулдан - пеш.г Эски-Кермен - Пятая Балка - пещ. мон. Челтер - с. Терновка - с Резервное - мыс Айя - Форт Южная Балаклава - гор. Балаклава.
Сведения об участниках
Чуканов Виталий Игоревич -руководитель |
|
Горшкова Олеся Сергеевна - завхоз |
|
Кузнецов Евгений Александрович - завснар |
|
Колосов Кирилл Александрович - культуролог |
|
Федоров Александр Васильевич - медик |
|
Общая идея похода
Мне уже приходилось бывать в пещерных городах Крыма, но не во всех. Так что в этом походе мне хотелось посмотреть, ну и показать людям, все основные развалины этой части Крыма. Изначально маршрут планировался из Бахчисарая, но в связи с проблемами на железной дороге (сообщение между Симферополем и Севастополем временно прекратили) нам пришлось взять билеты до Симферополя. Это обстоятельство позволило нам заглянуть в пещеру Змеиная нора и пещерный город Бакла.
Еще одной изюминкой маршрута должна была стать (и, собственно, стала) ночевка на море. Правда для этого мы сделали подскок на автобусе, поскольку после Терновки, где мы сели на автобус, пещерные города заканчиваются, а сжатые сроки ноябрьских праздников не позволяли идти еще один день.
Транспорт
Есть много разных способов добраться до Крыма, в том числе один из самых популярных - на поезде. Осенью, когда летний сезон уже закончен, в горную часть Крыма из Москвы легче всего добраться поездами №17 сообщением до Севастополя и № 67 до Симферополя. Правда, надо помнить несколько хитростей. Во-первых, поезд №67 (Крым) - фирменный, и обойдется вам подороже. Во-вторых, билеты на ноябрьские праздники раскупаются меньше чем за день, так что надо заранее готовится к их приобретению.
Билеты туда обошлись нам в 1900 руб, обратно 2400 руб. Из Симферополя до начала маршрута в селе Чистенькое (это порядка 10км) мы добрались на микроавтобусе за 150гр. С заказом автобусов на вокзале проблем нет, но вот цены достаточно большие. Самое сложное, пожалуй, было уехать из Терновки.
С центральной площади Симферополя примерно каждые 30-40 мин ходит маршрутка в Севастополь, но под нашу команду (всего 12 чел) она была мала, да и не совсем по пути. Так что об трансфере пришлось позаботиться заранее. Еще в Москве я нашел несколько телефонов компаний и частников, в результате мы поехали за 400гр с Михаилом (+38 050 950 43 28) у него Мерседес-Спринтер на 18 человек. Так же была возможность заказать такую же машину за 800 гр в Автотранспортном предприятии Цыбулькин (www.atp-tsibulkin.com) и у Александра (+38 095 480 62 85). Все они базируются в Севастополе.
Из Балаклавы в Севастополь мы сначала пытались заказать машину, но это выходило в 200 гр, так что решили добирать общественным транспортом. С центральной площади каждые 5-10 минут уезжает маршрутка до 5-ого (кажется) километра Ялтинского шоссе. Фактически это уже Севастополь. Маршрутка стоит 2,5 гр. с человека, от 5-ого км ходят многочисленные автобусы и троллейбусы во все концы города. Стоимость 2-3 гр с человека.
Поскольку обратные биллеты у нас были из Симферополя, мы отправились на центральный автовокзал. Рядом с ним находится ж/д вокзал. Маршрутки в Симферополь отправляются каждые 30 мин, крупные комфортабельные автобусы - немного реже. Цены варьируются от 20 до 25 гр ( с багажом) в зависимости от перевозчика. Время поездки - полтора часа. Можно уехать и на электричке, правда, едет она немного медленнее, но и проблем из серии запихнуть кучу рюкзаков в маленький багажник Богдана (а именно они чаще все ездят в Симферополь) не будет.
Историческая справка
Среди памятников средневекового периода истории Крыма особое место занимает группа городищ, цепью протянувшихся вдоль гребня Внутренней гряды от среднего течения реки Альмы до устья реки Черной. Уже при первом знакомстве бросаются в глаза их особенности: природная неприступность и наличие искусственных пещер, вырубленных преимущественно в обрывистых склонах возле кромки плато.
Именно последнее обстоятельство стало причиной появления в XIX в. термина, принятого для обозначения этой группы памятников, - пещерные города. Известия в источниках о некоторых пещерных городах появились более тысячи лет тому назад.
Интерес к древностям полуострова, в том числе и к пещерным городам, возрос после присоединения Крыма к России в конце XVIII в. Его начали посещать как серьезные, хорошо подготовленные исследователи-профессионалы (П. Паллас, П. Кеппен, Габлиц), так и путешественники-дилетанты, просвещенные любители древностей (Э. Кларк, П. Сумароков, Ф. Дюбуа де Монпере, И. Муравьев-Апостол и др.). Если первые стремились к точным описаниям и строго обоснованным историческим выводам, то вторые спешили поделиться с читателями своими восторженными впечатлениями, простодушно подкрепляя их более или менее вольными историческими экскурсами. На романтически настроенных путешественников эти древние обиталища оказали неизгладимое впечатление экзотикой местоположения и обилием искусственных пещер.
Термин пещерные города возник сам собой, породив немало фантастических теорий относительно их происхождения. Как появились пещерные города? Крымские горы невелики. Они не создавали непреодолимых преград для захватчиков, но, с другой стороны, могли служить прибежищем для земледельческого населения, поддерживающего мирные контакты с кочевниками. Правда, эти отношения нередко сменялись всплесками военной активности. Особенно опасными для горцев были периоды, когда в степях происходила смена населения или политической власти. Тогда над городами и селами вырастала смертельная угроза набегов степняков. Приходилось землепашцам менять рало на меч или уходить в самые дикие урочища, где можно было переждать кровавый разгул кочевой вольницы.
Именно в такой обстановке на рубеже античной и средневековой эпох в предгорьях Юго-Западной Таврики на малообжитых ранее местах вырастают поселения. Подавляющее их большинство сосредоточено в юго-западном районе Внутренней, или Второй, гряды, отделяющей собственно горный Крым от предгорья и степи. Вторая гряда имеет пологие северо-западные склоны, спадающие в долину; на юго-восток гряда обращена отвесными скальными обрывами. Подобные геологические образования называют испанским термином куэсты (склон, откос горы). В ряде мест тектоническими и эрозийными процессами в них образованы мысы с обрывистыми склонами, а иногда и полностью изолированные от коренного массива отдельные плато, именуемые геологами останцами или горами-свидетелями.
Один из наиболее выразительных примеров — гора Тепе-Кермен. Поднявшись на ее вершину, вы окажетесь на скальном острове в бурном океане застывших волн геологического моря горного Крыма. Здесь же вы увидите и следы деяний тех поколений островитян, для которых гора была не местом экзотических туристических прогулок, а родным домом. К таким местам лучше всего подошел бы термин, бытовавший в военном деле вплоть до XIX в., — естественная фортификация. В процессе их обживания участки пологих склонов и расселины в обрывах были прикрыты искусственными оборонительными сооружениями.
В некоторых случаях поселения как бы прилеплялись к скальным обрывам, пользуясь их защитой от ветров и осадков. Так зарождались пещерные города. Население их занималось земледелием в горных долинах и пастушеским скотоводством на отлогих пространствах куэст и яйл Главной гряды.
Схема маршрута
Даты |
Дни пути |
Участки маршрута |
Путь, км (безкоэф.) |
ЧХВ |
Способы передвижения |
31.окт |
1 |
с. Чистенькое - пещ. Змеиная - пещ. г. Бакла - р. Бодрак
|
17 |
3:40 |
Пешком |
01.ноя |
2 |
р. Бодрак - пещ г. Чуфут-Кале - пещ г. Тепе-Кермен - р. Кача |
20 |
5:00 |
Пешком |
02.ноя |
3 |
р. Кача - сю Баштановка - пещ. г. Качи-Кальон - - с. Большое Садовое - Сюйреньская Крепость |
16 |
5:35 |
Пешком |
03.ноя |
4 |
Сюйреньская Крепость - с. Зелесное - пещ. г. Мангуп-Кале |
14 |
4:50 |
Пешком |
04.ноя |
5 |
пещ. г. Мангуп-Кале - пещ. мон. Шулдан - пеш.г Эски-Кермен - Пятая Балка |
10 |
2:30 |
Пешком |
05.ноя |
6 |
Пятая Балка - с. Терновка |
7 |
3:00 |
Пешком |
|
|
с. Терновка - с Резервное |
|
|
Автобус |
|
|
с Резервное - мыс Айя |
3,5 |
|
Пешком |
06.ноя |
7 |
мыс Айя - Форт Южная Балаклава - г. Балаклава |
8,5 |
1:40 |
Пешком |
Всего |
|
|
96 |
|
|
Техническое описание и дневник похода
День 1 (31.10.2010) с. Чистенькое - пещ. Змеиная - пещ. г. Бакла - р. Бодрак, 17 км, ЧХВ: 3ч 40мин
Выходим в 10:25 из села Чистенькое. Из села идем дорогой на запад мимо водонапорной башни, проходим поле и после небольшого леса выходим к обрывам внутренней гряды.
Дальше по дороге еще 200 м вдоль обрыва и мы выходим на мыс, где, по описаниям, должна быть пещера Змеиная нора. Путь до пещеры занял 50 мин. Вход в пещеру находится под скальными выбросами, но к нему можно спуститься. Тропа начинается метрах в 30 севернее мыса.
Пещера является длинным разломом длинной (по описаниям) около 300м (фото1).
Фото 1 |
Мы далеко лезть не стали, хотя для этого не нужно никакое специальное снаряжение. Далее 65мин спускаемся к селу Малиновка. Сначала идем по тропе вдоль обрыва, потом по грунтовке по полю (фото 2).
Мост через речку Альма есть, вот только дорогу по левому берегу размыло еще несколько лет назад. Есть тропика, но попасть на нее можно только через участок. Далее тропинка доходит до дороги, идущей на Баклу. Дорога бродит речку Альму, но местные жители услужливо сделали брод из камушков, так что перейти можно и здесь.
После брода дорога раздваивается, одна забирает налево и идет на г. Корольки. Мы же идем направо и по бал. Бодраковская добираемся до пещ. города Бакла (фото 3).
Дорога от Малиновки заняла 55 мин. На Баклу не пошли, поскольку уже вечерело. По грунтовке под утесами за 50 мин доходим до села Скалистое. Кстати, проходим мимо довольно большого мусорного полигона, не указанного ни на одной карте.
По камушкам переходим речку Бодрак и из нее же набираем воду. Дальше по грунтовке, идущей под все теми же утесами внутренней гряды, проходим метров 200 и ставим лагерь на краю поля, в закутке невидимом с дороги и из деревни (фото4).
Фото 2 |
Фото 3 |
Фото 4 |
День2 (1.11.2010) р. Бодрак - пещ г. Чуфут-Кале - пещ г. Тепе-Кермен - р. Кача, 20 км, ЧХВ: 5ч
8:50 - старт. Выходим на грунтовку и продолжаем идти по ней на Юго-Запад по полю. Проходим остатки дамбы, видимо, когда-то это все хотели затопить.
Дальше дорога уходит в лес. Мы, огибая небольшую гору с права по ходу движения, доходим до развилки. (50 мин с начала движения.) Поворачиваем направо и через поле доходим до маршрута №91 по которому идем до начала бал. Большой-Сарабей (70 мин)
На развилке идем направо, дорога налево сваливается в Кудрино. Через 500 метров налево круто вверх забирает дорога на Чуфут –Кале (фото 5).
Подъем порядка 150 метров у нас занял 30 минут. На плато сразу подсекаем дорогу, идущую вдоль обрыва, если пойти по ней направо, то через 500м окажетесь перед Западными воротам Чуфут-Кале (фото 6).
Фото 5 |
Фото 6 |
Из Чуфут-Кале через восточные ворота спускаемся в Иосафатову долину, и за 10 мин по хорошей тропе доходим до Успенского монастыря. Здесь первый раз на маршруте есть источник, так что делаем холодный обед.
После обеда немного возвращаемся обратно вверх по тропе до поляны, оттуда по балке поднимаемся на плато. Дальше по тропке подсекаем грунтовую дорогу, обозначенную на картах как маршрут №104. Чтобы попасть на другую дорогу, ведущюю на Тепе-Кермен, надо пройти метров 300 на запад по этой дороге, там вы увидите натоптанную тропу, уходящюю на юг. Она как раз и выведет вас к началу спука к балке. Для подстраховки можно найти стрелку, выложенную камнями при пересечении тропы со второй дорогой.
Далее по тропе спускаемся до т/с Сарабей, что находится под пещ. городом Тепе-кермен. После обеда прошло 80 мин. Несмотря на то, что место указанно как туристическая стоянка, воды тут нет, но зато именно отсюда начинается тропа в пещерный город. Подъем туда у нас занял 15 мин (фото7).
Место интересное, много пещер, причем есть даже многоуровневые. Ну и конечно мыс со столбом на южной оконечности плато. Очень красивое место особенно при закате (фото 8).
После радиалки по грунтовой дороги (маршрут №89) спускаемся до речки Кача, переходим ее по камешкам в том месте, где когда-то была дорога, и становимся на стоянку на противоположном берегу . Спуск от т/с Сарабей занял 60 мин.
Фото 7 |
Фото 8 |
День3 (2.11.2010) р. Кача - сю Баштановка - пещ. г. Качи-Кальон - с. Большое Садовое – Сюйреньская Крепость, 16 км, ЧХВ: 5ч 35мин
Выходим в 8-00, идем по полю вдоль речки Кача и за 55 мин. доходим до Баштановки (фото 9).
Фото9 |
Первый магазин не работал, так что пришлось пойти во второй. Единственное, на что можно рассчитывать в этом магазине (ну для наших туристких нужд), это пополнение запасов воды и мороженное, в остальном все очень слабо.
От магазина за 20 мин через мост и асфальтовую дорогу подходим к подножью пещ. города Качи-Кальон (фото 10).
Троп на подъем несколько, но все они прекрасно видны от дороги. В последнее время тут часто тусуются роуп-джамперы, вот и мы в этот раз стали свидетелями прыжка (фото11).
Фото 10 |
Фото 11 |
Осмотрев центральный грот (фото 10) мы прошлись вдоль утесов на северо-запад, там находится церковь Святой Анастасии. Потом вернулись по дороге к подножью центрального грота. Весь радиальный выход занял 90 мин. От подножья пещерного города хорошо виден последующий маршрут по Алимовой балке (фото12). Правда, у входа в балку появилась какая то крутая гостиница, но дорогу в балку (маршрут 78) они не перекрыли, и к этому комплексу ведет мост, что позволяет не делать крюк до Баштановки.
Дорога наверх начинается у юго-восточной оконечности огороженной территории. За 30 мин поднимаемся по балке до родника, перед ним тропа пересекает ущелье и круто поднимается на плато, сверху есть места под стоянки. Дальше идем по грунтовой дороге на юго-запад в сторону села Белокаменное. Маршрут №77, обозначенный на карте, идущий от Алимовой к Змеиной балке смело форсирует балку Кислую. На месте такой дороги мы не нашли, так что просто прошли вдоль садов практически до самого села, откуда свернули на дорогу, ведущую в Змеиную балку.
Поворот на балку отмечен табличкой с номером маршрута (№ 77). Дальше по балке спустились к речке Бельбек и прошли вдоль нее до Большого Садового. (от алимовой балки 120 мин). В Большом Садовом прошли по единственной улице, поднимающейся навверх. На окраине города расположен небольшой туристический центр, от него налево идет дорога в монастырь Челтер-коба. Кстати в летнее время за проход явно берут плату, но осенью не сезон, и в будке никого кассира нет.
Сразу после нее есть несколько полянок для стоянок, но воды там нет, разве что где-то в деревне. Так что мы встали в балке, где находится монастырь (фото 13), чуть повыше него, т.к. там бьет источник, и есть даже купель.
Подъем от Большого Садового до стоянки занял 20 мин.
Фото 12 |
Фото 13 |
День4 (3.11.2010) Сюйреньская Крепость - с. Зелесное - пещ. г. Мангуп-Кале, 14 км, ЧХВ: 4ч 50мин
Поскольку мы находились в непосредственной близости от двух интересных мест, то на них мы пошли радиально. Вышли в 6-30, поднялись дальше по балке. Причем метров 500 пришлось пройтись азимутом по достаточно густому лесу, чтобы подсечь дорогу, идущую по плато до крепости.
Пройдя несколько километров по дороге, главное не пропустить поворот налево, ведущий непосредственно к памятнику. Место красивое, но кроме полуразрушенной башни тут ничего нет. (фото 14).
Обратно спускались через соседнюю с той, где был разбит лагерь, балку. Начало спуска находится недалеко от поворота грунтовки и обозначено туром. Дальше мы пошли в монастырь Челтер-Коба, а потом вернулись обратно в лагерь, вся радиалка вместе с купанием в купелях и проповедью монаха заняла 150 мин.
Вернувшись, собрали лагерь и двинули опять вверх по балке по азимуту до дороги, потом по ней дошли до дороги, обозначенной на карте как маршрут №15, и по ней за 65 мин дошли до Залесного, посмотрев издалека на Сфинксов Каралезской долины (фото 15).
Фото 14 |
Фото 15 |
Фото 16 |
В поселке у магазина сделали перекус (он же обед), и после обеда отправились в строну Мангупа. Сначала пришлось немного пройти по обочине дороги, но потом влево вдоль склона уходит грунтовка которая за 35 мин. приводит в аккурат в поселок Хаджи-Сала, ну или проще говоря, в т/с Мангуп-Кале (фото 16).
Есть два типичных подъема с этой стороны плато, оба они идут по довольно хорошим тропам, и, видимо, за использование обоих в летнее время взимается плата (там была закрытая будочка с расценками). Мы пошли по самой ближней к нам балке, Табан-дере. Подъем несложный и занял у нас 40 мин. В верховьях балки тропа идет прямо через разрушенное караимское кладбище.
Чуть выше находится источник. Ровных мест на плато, конечно, много, но теоретически стоять тут запрещено, так что мы нашли укромное местечко недалеко от источника и расположились там. Кстати, в соседней балке, опять же у самого верха, бьет еще один источник, так что проблем с водой тут никогда не бывает.
Поставив палатки и покидав в них вещи, мы отправились на экскурсию по плато (фото 17).
Это место очень красивое, и тут действительно есть что посмотреть. Но, отправляясь сюда, советую прочитать какие-нибудь путеводители или полистать умные книжки, поскольку тут с легкостью можно пройти мимо кустов, за которыми спрятана какая-то диковина. Правда, пройти мимо остаток крепости, расположенной на самом правом пальце, еще никому не удавалось (фото 18).
Фото 17 |
Фото 18 |
День 5 (4.11.2010) пещ. г. Мангуп-Кале - пещ. мон. Шулдан - пеш.г Эски-Кермен, 10 км, ЧХВ: 2ч 30мин
На следующий день вышли в 8-00 и начали спуск через южные стены плато. Там есть расщелина, называемая мышеловка, по которой можно спокойно спуститься под отвесные стены Мангупа (фото 19).
Фото 19 |
Кстати именно там снизу располагается еще один пещерный монастырь. Дорога до него от места ночевки заняла 15 мин. От монастыря вниз идет тропа, которая, траверсируя, спускается на поле, расположенное южнее плато (фото 20).
Дальше по полю мы доходим до автомобильной дороги, идущей на Терновку (время от монастыря 40 мин) Перейдя дорогу, сразу же выходим на тропу, которая начинает набирать вверх. Набрав высоту до низов скальных стен, она идет вдоль них до Монастыря Шулдан. Чтобы добраться до него, нам потребовалось 50 мин. Дальше от монастыря спустились немного вниз до дороги, идущей на т/с Пятая балка, и через 30 минут достигли ее.
Фото 20 |
Фото 21 |
Сама турстоянка расположена в южной оконечности балки, выше двух небольших водохранилищ, но мы прошли еще минут 15 подальше по балке и остановились в самом низу, когда она уже пересекает дорогу на Зелесное. Все это время вдоль тропы вьется ручеек от водохранилищ, по прорытой канаве он дотекает до Эски-кермена и поворачивает у него куда-то на север, так что можно встать значительно ближе к пещерному городу (фото 21)
Перекусив, отправились в радиалку на Эски-кермен (фото 22, 23).
Фото 22 |
Фото 23 |
День 6 (5.11.2010) Пятая Балка - с. Терновка с Резервное - мыс Айя, 10,5 км, ЧХВ: 3ч 00мин
Вышли в 7-50, и отправились по вчерашнему пути по направлению к Эски-Кермену. Правда, на него опять лезть не стали, а прошли налево по полю до просеки, сделанной под ЛЭП (там остались только столбы), и по ней дошли дошли до места, где дорога спускается с плато и идет в Терновку.
От стоянки до Терновки дошли за 90 мин. В 10-30 приехала заказанная машина и отвезла нас в село Резервное. В 11-15 стартовали оттуда и за 40 мин по хорошей грунтовой дороге, идя все время на восток, дошли до кулуара по которому спускаются к морю (фото 24).
Еще за 25 мин спустились до родника, но это еще не море, до которого спускаться еще 15 минут. Встали на мысу в нескольких метрах от моря (фото 25, 26)
Рядом есть пляж, а вдоль берега куча мест, где летом кэмпингуются туристы. Но сейчас там никого нет. Единственный минус этого места - практически полное отсутствие дров, они есть примерно на уровне родника.
Фото 24 |
Фото 25 |
Фото 26 |
День 7 (6.11.2010) мыс Айя - Форт Южная Балаклава - гор. Балаклава, 8,5 км, ЧХВ: 1ч 40мин
Вышли в 8-00 и отправились в обратный путь до источника, на подъем это заняло 25 мин. От источника начинается автомобильная грунтовая дорога. Ну т. е. она когда-то ей была, сейчас же она в нескольких местах размыта на десятки метров, так что проехать по ней нереально.
Можно пройти по тропе вдоль моря, но она тоже набирает некоторую высоту под г. Аскети, плюс мы хотели посмотреть форт, расположенный на этой вершине. Так что пошли поверху. За 60 мин доходим до форта, где сохранились некоторые оборонительные сооружения и казематы (фото 27).
Дальше дорога одна, по тропе вдоль обрыва вниз, к уже виднеющейся Балаклаве, где через 15 мин наш маршрут оканчивается (фото 28).
Фото 27 |
Фото 28 |
Итоги, выводы, рекомендации
Пройденный маршрут получился одновременно и спортивным, и в то же время познавательным. Мы посетили все основные пещерные города Крыма. Ставить палатку на многовековом культурном слое, а потом лазить по всевозможным пещерам. Пройти хороший пешеходный поход. Прибавить ко всему этому хорошую компанию - получается отличное времяпровождение в межсезонье.
Всем советую! ;)